Главная страница
Освоение НЗ
Заселение НЗ
1917-1941
Великая Отечественная
Ядерный полигон
Геология
Климат
Флора
Архив
Фотогалерея
Форум
Гостевая
Форум новоземельцев
Видео
 



На правах рекламы:

Запчасти для bmw бмв автозапчасти донецк днр Kent-Avto.

 

О зле в литературе и искусстве

Добро — это когда я отберу чужих женщин и коров, а зло — когда отберут моих. (Из разговора между представителем африканских народностей и христианским миссионером)

Для рядового россиянина, за редким исключением, неизвестны имена финнов писателей, философов, культурологов, литературоведов, спортсменов, ученых или политиков. Это могло бы быть неплохой предпосылкой к заинтересованности книгой финского философа, теоретика литературы и писателя Тармо Куннаса современным россиянином, который стремится расширить свой кругозор и не чурается узнавать что-то новое. Но в первую очередь, эта книга, безусловно, заинтересует всех, кто интересуется литературой, изобразительным искусством и кинематографом.

Автор в своем произведении пытается препарировать искусство и классическую литературу, чтобы показать присутствующее в них зло. Куннас утверждает, что его «книга срывает со зла маски и сопоставляет правду в искусстве и литературе с нехудожественным знанием о зле», хотя и хорошо понимает субъективность интерпретации добра и зла каждым человеком. С другой стороны, Александр Юдин, который написал предисловие к книге обращает внимание на то, что «Литература выступает для Куннаса исследовательским полем для рассмотрения и анализа моральных проблем, которые в той или иной степени имеют отношение к политическим материям».

Рекомендуем:

Компания «Энергия-Юг» — один из ведущих производителей электротехнического оборудования в России предлагает БКТП. Цену и необходимые вам параметры блочных комплектных трансформаторных подстанций, можно узнать по телефону 8 (861) 2-101-101.

Книга разделена на два раздела: первый «Однозначное зло» по объему значительно меньший, чем второй — «Многозначное зло», в котором понятие зла подвергается глубокому анализу и исследуется имморализм в литературе.

В первой части Куннас не обходит вниманием Ветхозаветные тексты, «Эдип-царь» Софокла, «Процесс» Кафки, пьесу Э. Ионеско, поэзии Г. Бенна, картины А. Галлен-Каллелы, Н. фон Дардела, немецкий фильм Ф.В. Мурнау «Носферату» или советский фильм С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» и многие другие произведения человеческого гения, отражающие абсурдность и жуть зла не только в классически понятном смысле, но и как пропагандистского орудия или протеста. Он обращает внимание на то, что «Зло — это не только проявление трагического несчастного случая или человеческой злобы и порочности, зло основывается и держится на человеческой неосведомленности и глупости».

Во второй части автор сосредотачивает внимание на том, что зло можно оправдать высокой целью и как происходит маскировка зла под красоту или добро. Харизма зла, его имморализм и секуляризованность тоже попадают под пристальное око Куннаса. Он анализирует «Государя» Макиавелли, «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Имморалист» А. Жида, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, пьесы Дж. Б. Шоу, миф о Фаусте и его отражение в литературе, картины Ф. Ропса и Л. Коринфа и многие другие произведения литературы и искусства на проявления в них многогранности зла.

Не забывает Куннас и о произведениях финских поэтов и писателей — стихотворение «Юлерми» Э. Рейно, пьесу «Пожизненная борьба» И. Линнанкоски, роман «Маталеена» И. Лехтонена и произведения других литераторов позволяют читателю не только углубить знания по финской литературе, но и исследовать проявление зла в ней.

Автор хорошо понимает, что зло глубоко скрыто в душе каждого человека, а жестокие и ужасные условия существования делают человека более злым, соответственно «Чаще всего зло творит и трактует человек, поэтому ему нелегко дать ему определение. Человеческая трактовка зла работает таким образом, что человек склонен видеть зло даже там, где никакого злого умысла нет, а просто произошел несчастный случай». Конечно, Куннас понимает, что «Человек — не ангел и не ученик дьявола. Миф о человеческой злобе — не лучший стимул человеческого саморазвития». С другой стороны, зло не может существовать без антагонистического ему добра. А потому, чтобы заметить зло, сначала нужно определить, что же есть добро. Читая книгу, можно сделать вывод о неоднозначности, многоликости и относительности зла.

Для нашего читателя книга хорошо адаптирована. Поэтому несмотря на определенную академическую серьезность, читается легко и интересно. В конце книги, что характерно для серьезной научной работы, размещен список источников и ссылки на них, а также именной указатель.

В современных реалиях книга является не только интересной, но и актуальной, она позволяет глубже взглянуть на сущность зла, его проявления в литературе и искусстве. Соответственно, книга будет интересна не только литературо-, и искусствоведам, культурологам или философам. Она имеет все предпосылки заинтересовать любого читателя, склонного к глубокому анализу и переосмыслению прочитанных текстов и готового вникнуть в символику изобразительного и других видов искусства.

О зле в литературе и искусстве