Население Швейцарии, по данным переписи 1950 г., составляло 4 715 тыс. жителей. По численности населения Швейцария стоит на одном из последних мест в капиталистической Европе. Позади ее в этом отношении стоят только Дания, Финляндия, Норвегия, Ирландия, Исландия и несколько карликовых государств.
Темпы естественного прироста населения Швейцарии в XX в. значительно замедлились, что объясняется сокращением рождаемости. Это в свою очередь является результатом ухудшения жизненных условий швейцарского народа.
На рост численности населения определенное влияние оказали также эмиграция и иммиграция.
Массовое разорение крестьян и ремесленников, безработица в городах и относительное аграрное перенаселение заставили многих швейцарцев, питавших иллюзии о лучшей жизни за океаном, эмигрировать за границу. Значительное количество швейцарцев проживает в США, Канаде, Латинской Америке и других странах. В то же время швейцарская буржуазия ввозила и ввозит более дешевую рабочую силу из некоторых западноевропейских стран. Иностранные рабочие обычно используются на работах, не требующих высокой квалификации: в качестве домашней и гостиничной прислуги, в сельском хозяйстве и т. д. Кроме того, каждое утро государственную границу Швейцарии переходит свыше 10 тыс. рабочих (1951 г.) из пограничных районов Германии, Австрии, Италии и Франции. Проработав день в Швейцарии, они вечером возвращаются домой.
Помимо иностранных рабочих и прислуги, в Швейцарии проживает много иностранцев, обучающихся в высших учебных заведениях страны, и богатых людей, которые праздно проводят здесь время. Значительное количество иностранцев работает в различных международных организациях, которые находятся в швейцарских городах, особенно в Женеве.
Швейцария занимает одно из первых мест в мире по удельному весу иностранцев в общем количестве населения. В 1950 г. здесь проживало 286 тыс. иностранцев (6,1% населения).
Швейцария отличается высокой средней плотностью населения (около 115 человек на 1 кв. км), уступая лишь некоторым промышленно развитым странам капиталистической Европы (например, Бельгии, Нидерландам, Великобритании).
Наиболее густонаселенной частью страны является Швейцарское плоскогорье, где проживает около четырех пятых всего населения страны: здесь плотность населения достигает 250 человек на один квадратный километр. В Альпах она в 7—8 раз меньше. Населенные пункты обычно вытянуты цепочками вдоль речных долин и по побережью озер. В ^местностях, расположенных выше 2 000 м, имеются почти исключительно временные поселения в виде главным образом хижин пастухов, а также гостиниц для туристов. Характерно, что у жителей Альп нередко встречаются зоб и кретинизм — заболевания, встречающиеся и в некоторых других высокогорных местностях.
Типы сельских населенных пунктов очень разнообразны: деревни, хутора, отдельные дворы, а также «флекке» — пункты полугородского типа вроде «местечек».
На плоскогорье чаще всего встречается «кучная» деревня, не имеющая правильного плана, со сложной сетью пересекающихся улочек и переулков, ведущих к площади в центре, на которой обычно находятся церковь, школа, пивная и т. д. В узких речных долинах преобладает двухрядная или однорядная деревня, дома в которой стоят в шеренге и смотрят на проезжую улицу. Много таких деревень в северной Юре. Хуторское расселение встречается больше всего в альпийских долинах северного склона и на востоке страны.
Отдельные разбросанные дворы особенно широко распространены в восточной части страны, — в кантонах Тур-гау, Санкт-Галлене, обоих Аппенцеллях.
В последние десятилетия в Швейцарии происходит «бегство с гор» — переселение крестьян и ремесленников-горцев в города Швейцарского плоскогорья, что ведет к дальнейшему обезлюдению альпийских районов.
По данным 1950 г., в городах с населением свыше 2 000 жителей проживает 68,8% населения; при этом в городах с населением свыше 10 000 жителей проживает 36,5%.
Доля городского населения все время увеличивается. В большинстве случаев города расположены на Швейцарском плоскогорье и не отличаются большими размерами.
Швейцария — многонациональное государство. Все население страны, включая иностранцев, говорит на четырех основных языках: швейцарских наречиях немецкого языка (72,2%), французского (20,2%), итальянского (5,9%), рето-романского (1,0%). На других языках говорит 0,7% населения.
Население, говорящее на швейцарском наречии немецкого языка, проживает в большей, восточной и центральной, части страны. Область французского языка лежит в западной части Швейцарского плоскогорья, в Юре и в альпийских районах, примыкающих к Женевскому озеру, итальянского — на южном склоне Альп [кантон Тичино (Тессин)]. Рето-романцы живут большей частью высоко в горах на юго-востоке страны (кантон Граубюнден). Их язык, родственный итальянскому, близок к древней латыни.
Население основных языковых групп формально равноправно, и каждый из языков является государственным. И все же, несмотря на формальное равенство, трения и противоречия между различными национальными группами в условиях буржуазной Швейцарии продолжают существовать. Особенно обострились они в период первой мировой войны.
Проявлением национального угнетения в Швейцарии служит политическая и экономическая дискриминация иностранных рабочих. Многие из них, прожив в Швейцарии десятки лет, а то и всю жизнь, лишены элементарных политических прав.
Религиозный состав населения разнороден. В кантонах Центральной и Южной Швейцарии преобладают католики, в остальных (за некоторыми исключениями) — протестанты, составляющие свыше половины населения.
В католических кантонах, где большим влиянием пользуется Ватикан, сохранилось много монастырей, принадлежащих различным монашеским орденам (бенедиктинцев, францисканцев, капуцинов и других).
О классовом расслоении населения Швейцарии дают представление следующие данные, относящиеся к периоду, предшествовавшему второй мировой войне: буржуазному меньшинству, которое составляло лишь 5% самодеятельного населения (без учета рантье, не входящих в группу самодеятельных лиц), противостоял пролетариат, который составлял 62% самодеятельного населения. Трудящееся крестьянство, мелкие служащие и городская мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы и т. п.) составляли третью часть населения.
Глубину пропасти, разделяющей богатство и бедность в этой стране, может характеризовать тот факт, что доход 98 тыс. капиталистов значительно превышал зарплату более чем 1 200 тыс. пролетариев. Всего 2% населения получает 35% всего национального дохода, 1 400 миллионеров Швейцарии (т. е. 0,03% населения) владеют почти четвертью всех ее богатств.
В Швейцарии имеется многочисленная группа рантье — лиц, живущих на проценты с отдаваемого в ссуду капитала и от доходов с ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.).
Как и во всех других развитых буржуазных странах, в Швейцарии относительно велико число лиц, живущих на доходы от непроизводительного труда (занятых в домашнем услужении, в курортно-гостиничных предприятиях, в торговле, банковском деле и т. д.), и оно непрерывно растет. В то же время доля населения, занятого в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве, падает. Все это является одним из ярких показателей загнивания швейцарского капитализма.
Швейцария находится как бы на культурном «перекрестке». Швейцарская музыка, архитектура, живопись и другие виды искусства в основных национальных районах страны находятся под некоторым влиянием родственных по языку соседних государств. Однако преобладают элементы своеобразной самобытной культуры. На каждое языке имеется своя национальная литература, своя пресса, радиовещание и т. д.
В Швейцарии отсутствует единая система образования. В разных кантонах устанавливается различное количество обязательных учебных лет, учебных недель в году и учебных часов в неделю, существуют различные учебные, программы и т. д. Такая необычайная сложность системы образования в небольшой стране объясняется тем, что в каждом из кантонов сохранилась традиционная система, которая сложилась еще в то время, когда каждый из них был почти независимым государством. Сохранение средневековых пережитков вредит делу народного образования. Весьма показательно, что существуют серьезные ограничения для занятия учительских должностей замужними женщинами. Большой вред приносит религиозный характер воспитания, от которого не свободны даже самые развитые кантоны. Швейцарская школа глубоко проникнута религиозным духом, хотя церковь считается «нейтральной», а посещение уроков закона божьего «добровольным».
Культура и быт в Швейцарии очень разнообразны в различных национальных областях и кантонах. В отдельных глухих горных долинах можно встретить много таких обычаев, развлечений, костюмов и т. д., которые больше нигде не встречаются. Особенно много национальных и местных отличий имеет культура и быт крестьян-горцев.
Любимые развлечения швейцарцев, особенно молодых крестьян — стрелковый спорт и борьба, развивающие меткость глаза, силу и ловкость. Состязания в стрельбе И в борьбе являются непременной частью каждого национального и кантонального праздника.
Швейцарцы — музыкальный народ. В стране насчитывается много музыкальных организаций и коллективов, особенно хоров. Хоровое народное искусство находится здесь на большой высоте. Вместе с тем во всей стране нет приличного оперного театра. Небольшой оперный театр в Цюрйхе влачит жалкое существование.
Своеобразные мелодии альпийских пастухов — йодель — поражают своей оригинальностью. Они исполняются фальцетом, при этом голос часто переходит из грудного регистра в головной. По характеру исполнения они несколько напоминают известные тирольские песни. Еще в недалеком прошлом жители едва ли не каждого кантона имели свой особый мужской и женский костюмы, очень различные по покрою и украшениям, но всегда красивые и оригинальные. В горных деревушках национальные костюмы можно встретить и сейчас, особенно в дни праздников.
Архитектура сельских жилищ очень разнообразна и характерна. На плоскогорье от Женевского до Боденского озера и в Юре распространен так называемый «единый дом», в котором жилые и хозяйственные помещения сосредоточены под одной крышей. В Западной Швейцарии этот дом строится из камня, в Северной и Центральной — из дерева. От кантона к кантону и от общины к общине изменяются также детали постройки, украшения, но принцип «единства» остается. Сохранившиеся старинные дома иногда достигают больших размеров. Так, в Бернском Оберланде они имеют по два и три этажа со многими окнами (до 15—20). Очень характерен для такого дома полукруглый фронтон и нависающая козырьком над ним четырехскатная крыша, которая снизу поддерживается врытыми в землю столбами («столбовая» крыша).
В Альпах жилые постройки отделены от хозяйственных вместе с тем они гораздо примитивнее. Встречаются курные избы. Иногда бревна, образующие стены, устанавливаются рядом наподобие частокола. В Южной Швейцарии дома строятся большей частью из камня.
Фольклор, внутреннее убранство крестьянских домов, домашняя утварь в различных местностях часто также имеют между собой мало сходства.
Постепенно все эти местные особенности уходят в прошлое, отмирают.
Хотя быт населения больших городов часто лишен таких ярких внешних национальных и местных особенностей, в целом культурная жизнь различных национальных, районов Швейцарии весьма своеобразна. Швейцарский народ, как и народы других стран, больших и малых, также сделал свой вклад в сокровищницу мировой культуры.