Дружеская встреча антиподов — Имам Шамиль и генерал Ермолов
Эти полярные персоны оставались верны своим народам буквально до последнего вздоха. Однако судьба нашла путь и изыскала время для их встречи.
Им не довелось встретиться на поле боя — к моменту, когда Шамиль стал третьим имамом Дагестана и Чечни (1834) генерал Ермолов уже был отрешен от всех должностей и отправлен «на покой в свое имение»! Однако они встретились. Мало того, встреча этих несомненно патриотичных, одаренных и преданных каждый своей родине людей, несмотря на исходное политическое противостояние, была радостной, теплой и дружественной — они устремились друг к другу с распростертыми объятиями! Вот уж, поистине: «Человек предполагает, а Господь располагает!»
Коротко напомню биографию Шамиля.
Шамиль родился в ауле Гимри (Дагестан) в 1797 году, а скончался в Медине (ныне — Саудовская Аравия) в 1871 году.
В 1801 году Грузия, стремясь защититься от внешних врагов, присоединилась к России. За ней, в той же надежде на защиту, в 1810 году последовало добровольное присоединение к России и Абхазии.
Рекомендуем:
Цветы — название чаще всего применяемое к цветковым растениям, имеющим цветок или соцветие. Некоторые комнатные цветы могут не относиться к цветковым растениям, однако в отношении к ним тоже используют название "цветы". Классическое название "Цветковые растения" определяет отдел высших растений, использующих цветок в качестве органа полового размножения способом двойного оплодотворения. Узнайте больше о цветах, рыбалке, садоводстве на портале Garden Boom.
Однако отсутствие общих между названными государствами и Россией границ побудило русское правительство ко введению на территории Дагестана и Чечни русских войск, что вызвало недовольство и сопротивление вольнолюбивых племен Кавказа.
В этих условиях в Дагестане и Чечне возникло военно-теократическое мусульманское государство — имамат, первым правителем которого — имамом — стал Гази-Магомед (1795—1832), павший в бою. Его преемником стал имам Гамзат-бек. После его смерти в 1834 году третьим имамом Дагестана стал легендарный Шамиль. Ему благодаря выдающимся организаторским способностям, красноречию и воле удалось объединить разрозненные племена горцев и подчинить себе дагестанских феодалов.
Личная храбрость Шамиля и его организаторский талант создали ему большую популярность среди народов Кавказа. Шамиль вел успешную борьбу с царскими войсками и одержал над ними в 40-х годах ряд побед. Но уже в 50-х годах, вследствие численного превосходства русских войск, роста в Дагестане внутренних социальных противоречий и усталости населения, освободительное движение Шамиля пошло на спад.
В результате в августе 1859 года Шамиль с 400 мюридами (мюрид — стремящийся, желающий, переносное значение — ученик, последователь) был окружен в ауле Гуниб и вынужден был на почетных условиях сдаться русским войскам.
Дальнейшая его судьба и пребывание в роли почетного пленника в России весьма интересны и многозначительны. Именно в это время имела место встреча моего героя — бывшего наместника Кавказа генерала Ермолова и бывшего имама Дагестана и Чечни — Шамиля. И что самое удивительное, встреча этих двух идеологических противников, некогда стоящих по разные стороны баррикады, была чрезвычайно дружеской.
Александр Ермолов так описывает эту встречу: «В 1860 году, когда привезли в Москву Шамиля, он, ране чем был у генерал-губернатора, отправился к Алексею Петровичу, к которому и потом относился с большим уважением. Григорий Петрович Ермолов (племянник А.П.) хорошо помнит встречу А.П. с Шамилем на балу у генерал-губернатора Тучкова; на этом балу был также князь Барятинский. В начале бала Алексею Петровичу из уважения к его престарелому возрасту (более восьмидесяти трех лет!), отведена была особая комната, где он мог переодеться в мундир. Когда Григорий Петрович Ермолов сообщил А.П., окруженному многими приветствовавшими его гостями, что Шамиль в большой зале, он послал его (Гр. П.) привести к нему Шамиля, который поспешил исполнить желание А.П. и когда увидел А.П., то бросился ему на шею. Только из уважения к А.П. Ермолову Шамиль согласился, чтобы художник Мамонов сделал его портрет». По словам Погодина, у князя Барятинского в альбоме есть рисунок, изображающий посещение Алексея Петровича Ермолова Шамилем.
Последние сообщения исключительны, поскольку мусульманам запрещено исполнять скульптурные или графические изображения человека!
Человек — существо социальное. Прав Маяковский, сказавший: «Единица — ноль!» Отдельная, оторванная от социума личность, нежизнеспособна, деградирует. Пример тому — человеческие особи, с детства воспитанные зверями (волками, обезьянами и т. п.) и претерпевшие длительное одиночное заключение. Только личность, оптимально связанная на протяжении всей своей жизни с социумом — коллективом ей подобных, в рамках энергоинформационного обмена, полноценна, социально полезна, тем более что она менее эгоистична. Личное всегда тусклее и ниже общественного! Понятие «МОЕ» всегда должно уступать общему понятию «НАШЕ» и следует подчинять все действия личности общей, а не эгоистической, цели!
Вспомните эпитафию на надгробии Джона Фицжералда Кеннеди: «Не спрашивай, что даст тебе государство. Спроси себя, что ты можешь дать государству!»
Что же касается героя моего повествования — генерала Алексея Петровича Ермолова, то он, по моим представлениям, социально полезнее полубожественного Геракла! Именно он, постоянно отказываясь от материальных выражений признания его заслуг, отдал всего себя Отечеству, радея о нем всю свою долгую сознательную жизнь! Его жизнь была отдана соотечественникам до последней капли. Он, по сути, так и не имел своего очага, семьи, в общераспространенном смысле этого слова, оставив, казалось бы, вопреки всему после себя плеяду блестящих Потомков, продолживших его Дело и Славу!
Буду рад, если читатель нашел в предлагаемой работе нечто новое, интересное, повод для раздумий или пример для подражания, интересные факты или мысли!
Мы, потомки, должны знать своих героических предков, стоящих в основе отечественной культуры и государственности, стараясь по мере сил подражать им, а если сподобимся — перекрыть их результаты, не затмевая свет памяти, прелести и сути их достижений! Все, нами сделанное, должно облегчить жизнь грядущих поколений! Только так, а не иначе!