«Что бы со мной ни случилось в будущем, я никогда не откажусь от привычки мыться раз в месяц», – такую запись сделала когда-то Английская королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. Это признание можно поставить эпиграфом к книге Кэтрин Эшенбург «История мытья без прикрас», которая увидела свет в Лондоне. Это настоящее исследование эволюции гигиены в Европе. Издание вызвало большой читательский интерес.
Как объяснить, что культура чистоты тела так поздно пришла в Европу, по сравнению с другими регионами мира? Этим вопросом задаётся автор. И находит ответ – оказывается, христианство – единственная мировая религия, которая не сформулировала специальных правил очищения и гигиены. Видимо, дело в том, что Христос в какой-то мере хотел дистанцироваться от иудеев, придающих большое значение ритуальным омовениям и чистоте. Христианство более заботилось о жизни духовной, чем о плоти, и часто ее просто игнорировало. В ранний период христианства существовало даже представление, что чем грязнее вы выглядите и чем неприятнее от вас пахнет, тем более святым человеком вы являетесь.
Французский король Людовик XIV, который был здоровым человеком, только два раза за всю жизнь принял ванну! Британцы во многом были пионерами в этой сфере. В начале XIX века англичанам первым пришла в голову мысль построить городские общественные бани. Позже это новшество переняли американцы.
В Англии считается, что огромное влияние на возникновение массовой культуры мытья оказал Чарльз Диккенс. Он был сторонником прогресса, именно ему мы обязаны не только блестящими романами, но и созданием целого ряда удобств. Одно из них – устройство стационарной ванны в доме. Диккенс был поистине одержим чистотой.
Какой же народ можно назвать самым чистоплотным, спросите вы. Автор книги называет японцев. Но так как исследование посвящено западным странам, то ответ – жители Северной Америки. Они просто поклоняются чистоте, что нередко негативно сказывается на их здоровье.
Кэтрин Эшенбург отмечает, что жителям современных западных стран представляется, будто забота о чистоте тела – это естественное и вневременное явление. На самом же деле, доказывает она, чистота – это сложное культурное понятие, представление о нём постоянно меняется. В нашем сознании и языке укоренилась изначальная связь между грязью и виной, чистотой и невинностью.