И только когда план захвата Мурманска окончательно провалился, было решено начать боевые операции фашистского флота в Баренцевом море. На такое решение повлияло и усиливавшееся на Севере взаимодействие СССР с западными странами. Уже в своем выступлении по радио 22 июня 1941 У.Черчилль заявил, что Англия "окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет". В продолжении следующих двух месяцев между правительствами СССР и Великобритании были заключены соглашения о товарообороте и о совместных действиях и взаимопомощи в войне против
гитлеровской Германии. Затем, аналогичные документы были подписаны между СССР и США.
В конце июля 1941 г. в Советском Союзе и в Англии начали работать союзные военные миссии. Они координировали организацию взаимных поставок и вопросы совместной обороны северных морских коммуникаций. Для решения конкретных вопросов, связанных с доставками грузов, с проводкой конвоев, с использованием и базированием союзных сил в зоне Северного флота, были созданы в Полярном и Архангельске английские военно-морские миссии. Эти миссии непосредственно взаимодействовали с командующим Северным флотом адмиралом А.Г.Головко, с уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д.Папаниным, со штабами Северного флота и Беломорской флотилии. Так как в
состав Северного флота входило небольшое число крупных надводных кораблей, то за организацию конвоев и их охранение на всем переходе от Англии до советских портов отвечало британское адмиралтейство. Северный флот должен был в своей зоне усиливать охранение конвоев кораблями и обеспечивать их авиационное прикрытие на подходах к базам. Кроме того, Северный флот осуществлял траление фарватеров.
Практическое взаимодействие нашего Северного и английского флотов началось в конце июля 1941 г. Из Англии в Архангельск вышел минный заградитель "Адвенчур" с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Его охрану и переход в Белом море обеспечил эсминец "Сокрушительный".
В первый год войны совместными усилиями был обеспечен переход союзных транспортов, следовавших с грузами из США и Англии через Исландию. Транспорты сопровождало небольшое количество боевых кораблей. Так же успешно транспорты вернулись обратно. В состав шести союзных конвоев, дошедших до Архангельска, входили 34 английских, 9 советских, 6 американских и 2 голландских транспорта Они доставили в Советский Союз 750 самолетов, более 500 танков, различное снаряжение.
В первом полугодии 1942 г немецкой разведке стало известно, что более 100 английских танков были доставлены в район Сталинграда через Архангельск. Весной 1942 г., убедившись, что Мурманск и Архангельск захватить с суши невозможно, и учитывая возрастающее количество союзных конвоев в Арктике, немецкое командование решило перебазировать из Атлантики в Норвегию основной состав подводного флота Для атак на "мурманские конвои" на Север перебросили линейный корабль "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", 20 подводных лодок и ударную авиацию.
Еще до начала активных действий кораблей германского флота, командующему Беломорской военной флотилией было предписано директивой Главного морского штаба ВМФ от 19 мал 1942 г. произвести рекогносцировку по определению мест базирования легких сил флота и тяжелой морской разведывательной авиации в проливах Югорский Шар, Маточкин Шар и в губе Белушья. Комиссия под председательством генерал-майора береговой службы Лаконникова произвела с 5 по 18 августа рекогносцировку указанных районов.
18 августа 1942 г. приказом Народного комиссара ВМФ была образована Новоземельская военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии. Основная задача Новоземельской BMФ - зашита Новоземельских проливов и подходов к ним.
Днем образования Новоземельской военно-морской базы считается 22 августа 1942 г., когда был издан соответствующий приказ командующего Северным флотом. Количество личного состава формируемой базы по штату составляло 1183 военнослужащих (143 человека офицерского состава, 262 человека старшинского состава, 768 человек рядового состава) и 170 вольнонаемных.
Командование Новоземелькой ВМБ должно было: организовать оборону Новой Земли и западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров, подводных лодок противника и его морских и воздушных десантов, защищать наши коммуникации с союзниками и северный морской путь в западном секторе Арктики; поддерживать выгодный оперативный режим на театре военных действий; создать условия, исключающие внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в своем районе.
В Белушьей Губе необходимо было срочно сформировать: командование, штаб, политотдел, финотдел Новозомельской военно-морской базы. В состав базы вошли управление участка, телефонная станция, радиостанция, ремонтно-линейный взвод, 11 полярных радиостанций (Маточкин Шар, на мысе Столбовой, на мысе Выходной, в Малых Кармакулах, на мысе Желания, в заливе Русская Гавань, в заливе Благополучия, а так же в Амдерме, в Югорском Шаре и на острове Вайгач), военно-морская почтовая станция N 1167, отделы тыла базы, ветеринарное отделение, базовый лазарет, военно-морская прокуратура, двенадцать постов СНиС (в губе Белушья, губе Крестовая, в проливе Маточкин
Шар, в проливе Костин Шар, на острове Пахтусова, в залиюх Абросимом, Литке, на мысе Меншикова, а так же два поста в проливе Югорский Шар, на острове Колгуев и на острове Диксон). В состав Новоземельской ВМБ вошел северный отряд в составе: управление отряда, 1-ая группа сторожевых кораблей - СКР "Литке" ("СКР-l8"), СКР "Дежнев"(СКР-19"); 2-аа группа сторожевых кораблей - "ТЩ-903", "ТЩ-904", группа мотоботов ГУСМП ("Норд", "Полярник", "Нерпа"; охрана рейда Русская Гавань (два СКР), охрана рейда Маточкин Шар: два СКР и береговая батарея М28 (два 75 мм и два 76 мм орудия). В состав Новоземельской ВМБ также вошел Печерско-Новоземельский
гидрографический район. Для обороны губы Белушьей были доставлены с острова Великий батарея № 240 (два 130 мм орудия), из Мурманска батарея 6 зенитно-артиллерийского дивизиона и сухопутная батарея №570 (четыре 152 мм орудия).
15 сентября 1942 г. в губу Белушью прибыл на самолете командир Новоземельской военно-морской базы капитан первого ранга Дианов.
С 19 сентября по 8 ноября более двух десятков военных кораблей и транспортов доставили в Белушью Губу специальные грузы для Новоземельской ВМБ. Малочисленный личный состав базы с помощью жителей становища круглосуточно производил разгрузку кораблей на необорудованное побережье. Мужчины - промысловики осуществляли охрану побережья Новой Земли на наблюдательных постах и огневых точках, обслуживали закрепленные для связи с военным командованием и островным Советом упряжки собак. Женщины и подростки заменили мужчин а промысловых артелях.
Архангельские власти приняли постановление "О заготовках яиц, тушек кайры и добыче рыбы на острове Новая Земля и вывозе заготовленной продукции в г. Архангельск в навигацию 1942 года". Для заготовки продуктов для детских яслей, садов и школ на Новую Землю направили 150 учащихся школ и техникумов. Они заготовили свыше 20000 тушек кайры, 5000 яиц, выловили около 400 килограммов гольца.
В 1942 г. в различных пунктах архипелага строятся военные объекты Новоземельской ВМБ l0 сентября построен аэродром у залива Рогачева (две взаимопересекающиеся полосы размерами 160xl000 м и 700х100 м). 16 сентября ставится батарея № 240 (два 130 мм орудия) на мысе Литке. 25 сентября заканчиваются работы по сооружению морского аэродрома в бухте Самоед губы Белушьей. 1 октября установлена зенитная батарея № 965 (четыре 37 мм орудия) в становище Лагерное и полубатарея № 960 (два 37 мм орудия) в Малых Кармакулах. 4 октября были сооружены две полубатареи № 960 (два 37 мм орудия) у аэродрома Рогачево. 25 ноября на мысе Морозова установлена подвижная батарея № 570 (четыре 152
мм орудия). 10 декабря 1942 г на острове Колгуев была поставлена батарея № 645 (два 102 мм орудия).
Несмотря на зимние условия, к 1 января 1943 г. были закончены основные работы по строительству жилых и вспомогательных помещении и складов большинство военнослужащих жили в землянках до 1943 года, когда были доставлены в разобранном виде рубленные домики.
Лучшим охотником и рыбаком на архипелаге в эти годы был признан ценен Серафим Вылка. По пять - шесть сезонных задании выполняли промышленники П. Журавлев, Т Ледков, Ф. Кожин, И Кузнецов, И.Слузов, Г.Тайбарей. Когда начиналась навигация, с архипелага суда доставляли на Большую Землю заготовленные тушки птиц, яйца, гагачий пух, мясо, жир и шкуры морского зверя, медведей, оленей, песцов, а также рыбу.
В 1942 г. немцы проникли к берегам Новой Земли. В этом году известный немецкий синоптик Руперт Гольцапфель дважды побывал на острове Междушарский. Германскими военными были установлены в различных пунктах архипелага автоматические радиометеостанции.
На архипелаге Земля Франца-Иосифа была высажена немецкая полярная экспедиция под кодовым названием "Кладоискатель". В состав немецкой метеогруппы на Земле Александры входило десять человек, для них были построены укрепленные блиндажи, метео- и радиостанции. Для ведения круговой обороны были вырыты окопы, установлены минометные и пулеметные гнезда.
В годы войны арктические острова и архипелаги нашей страны ежегодно посещали по две-четыре немецкие экспедиции под кодовыми названиями "Крестоносец", "Арктический волк", "Виолончелист", "Перелетные птицы". Благодаря этим работам немецкое командование смогло организовать военные действия cвоeго флота в Баренцевом и Карском морях.
По некоторым сведениям, на северо-восточном побережье Новой Земли была расположена база немецких подводных лодок. Здесь, в 2,5 км к югу от мыса Желания, отстаивались фашистские подводные лодки.
В 1942 г немцы оборудовали в бухте Кембридж на Земле Франца-Иосифа базу для своих подводных лодок, действующих в Карском море. Еще весной 1942 г. советские летчики обнаружили подводные лодки противника в губе Белушья. Здесь, до организации Новоземельской военно-морской базы, они имели отстойный пункт. Для борьбы с немецкими подводными лодками из Архангельска в пролив Югорский Шар, а затем в губу Белушью, перешли с 27 июля по 1 августа корабли Северного флота. Сторожевые корабли "Федор Литке" и "Дежнев" сопровождали тральщики "Т-903" и "Т-904".
В июле 1942 г. разыгралась трагедия союзного конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. 34 судна конвоя PQ-17 вышли из Исландии. Испугавшись возможности участия в атаке на конвой немецкого линкора "Тирпиц", еще в феврале этого года прибывшего в Северную Норвегию, первый морской лорд английского адмиралтейства сэр Дадли Паунд приказал рассеять конвой. В конвои входил сильный ближний эскорт и мощное прикрытие из двух линкоров, авианосца, восьми крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей. Дополнительно союзниками были развернуты 11 подводных лодок, девять из которых с тремя советскими лодками заняли позиции на ожидаемом курсе неприятельской
эскадры. 22 судив конвоя были американскими. Вся эта мощная сила прикрытия вполне могла противостоять немецкому флоту в этом районе, состоявшему из "Тирпица", карманного линкора, крейсера, десяти эсминцев и подводных лодок.
В результате рассеяния конвоя германский флот и самолеты уничтожили поодиночке 23 судна. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожались поодиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. А фашистский линкор "Тирпиц" в этих операциях участия не принял.
Рассыпавшиеся транспортные суда конвоя, преследуемые немецкими подводными лодками и самолетами, самостоятельно прорвались в Белое море и к Новой Земле. Американский транспорт "Беллингхем" и советский транспорт "Донбас", спасший по пути 51 американского моряка с торпедированного судна "Даниель Морган", 9 июля прибыли в Архангельск 11 советских и иностранных транспортов конвоя РQ-17 подошли к берегам Новой Земли. Советские истребители ПE-3 приняли участие в поиске и прикрытии судов конвоя. Два гидросамолета типа ГСТ были направлены к берегам Новой Земли. Кроме того, помощь, экипажам транспорта оказывали два гидросамолета,
базировавшиеся в Малых Кармакулах. Одним из них командовал известный полярник летчик, Герой Советского Союза И.П.Мазурук. К 7 июля к Новой Земле подошла основная часть уцелевших транспортов и английских эскортных кораблей. К архипелагу, на поиски уцелевших судов и спасшихся с потопленных судов людей, были посланы зверобойный бот "Мурманец", минный заградитель "Мурман", тральщик "ТЩ-38". В районе мыса Желания наши летчики обнаружили три судна конвоя.
В губе Литке сел на мель американский транспорт "Уинстон Сейлем". Экипаж судна вывел из строя орудия, затопил артпогреб и съехал на берег. В бухту Кармакулы зашел английский транспорт "Эмпайр Тайп". Тяжело поврежденный советский транспорт "Азербайджан" укрылся в заливе Русская Гавань, 5 союзных транспортов и 11 небольших английских кораблей охранения зашли в пролив Маточкин Шар под прикрытие береговой артиллерийской батареи Новоземельской военно-морской базы.
В это время к Новой Земле подошел советский пароход "Рошаль", который доставил продовольствие и грузы для жителей становищ и полярных станций полярных станций архипелага. 6 июля экипаж пароxода "Рошаль" бросил якорь у поселка Лагерное в проливе Маточкин Шар. На следующий день экипаж судна был свидетелем прихода уцелевшей части конвоя PQ-17. Состоялись взаимные посещения наших и союзных судов, а также становища Лагерное. 12 июля судно "Рошаль" зашло в Малые Кармакулы для погрузки предназначенных в Архангельск ящиков с яйцами кайр, собранных на местных птичьих базарах Здесь экипаж застал большой американский транспорт. У
берега стояли на якорях две летающие лодки "Каталины". Затем судно направилось к Белушьей Губе, откуда доставило в Архангельск пять человек команды с погибшего американского судна. Американцы были истощены, т к им пришлось после гибели судна 12 суток провести в море на открытом вельботе.
27 июля, после ухода "Рошаля" из Малых Кармакул, немецкая подводная лодка огнем из пушки разрушила строения полярной станции "Малые Кармакулы" и уничтожила двухмоторные гидросамолеты ("летающие лодки") вместе с двумя дежурившими на них летчиками.
21 июля две немецкие подводные лодки подвергли обстрелу суда в губе Белушьей. Артогнем немецкой подводной лодки 25 августа была повреждена полярная станция "Мыс Желания". Дети и подростки от 13 до 17 лет, направленные на Новую Землю из Архангельска на сбор тушек птиц, яиц, гагачьего пуха и на лов рыбы, помогли спасти на архипелаге экипаж американского судна, потопленного фашистами.
Переходом первого конвоя с Новой Земли в Архангельск руководили спасшийся с потопленного транспорта коммодор конвоя "PQ-17" Дж. Даудинг и командир корабля ПВО "Паломарис" кэптон Джонси. Находясь в Mаточкином Шаре, они провели конференцию командиров кораблей охранения и капитанов стоявших в проливе судов. 7 июля два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта вышли из Маточкина Шара.9 июля конвой подобрал шлюпки и спас людей с двух американских транспортов. 10 июля, во время налета около 35 немецких бомбардировщиков, были сильно повреждены два транспорта Их экипажи
были сняты, а транспорты затоплены. 11 июля транспорт "Оуши Фридом" и "Самуэль Чейз" и корабли охранения прибыли в Архангельск.
9 июля в пролив Маточкин Шар зашли еще три американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера "Айшир".
Опытному гидрографу и ледовому капитану, офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И.Ф.Котцову командование Северного флота поручило руководство конвоем советских и английских боевых кораблей. Этот конвой должен был организовать и обеспечить переход оставшихся на Новой Земле транспортов в Архангельск. Вместе с И.Ф.Котцовым к берегам Новой Земли вышли на судах коммодор конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба Беломорской военной флотилии А.Б Каминский. Губа Белушья была назначена местом сбора всех судов.
Тральщики Беломорской флотилии пытались снять с мели транспорт "Уинстон Сейлем". 19 июля в Белушыо Губу, где находилось судно "Рошаль", зашли три английских корвета "Лотос", "Поппи" и "Ла Мпоне". Корветы с руководителями конвоя побывали в губе Литке, где Кознов и Даудинг проследили ход работ по съемке с мели "Уинстона Сейлема", затем зашли в Большие Кармакулы, где находился транспорт "Эмпайр Тайд". На нем, кроме экипажа, находились 130 человек, доставленных мотоботом "Мурманец" из заливов и губ Новой Земли. Это были оставшиеся в живых экипажи потопленных транспортов Затем руководство конвоя направилось в
пролив Маточкин Шар, где находились четыре иностранных транспорта, английский траулер "Айршир" и советские корабли: танкер Азербайджан" (приведенный минным заградителем "Мурманом" из Русской Гавани), "Мурман" и тральщик ТЩ-38. Был составлен план по переходу конвоя в Архангельск.
20 июля суда вышли из Маточкина Шара и двинулись вдоль побережья архипелага на юг. Затем они прошли к острову Колгуев и оттуда без потерь дошли до Архангельска. В это время продолжались попытки советских моряков снять в губе Литке с мели транспорт "Уинстон Сейлем" Американская команда, отказавшись от проведения работ, сидела на берегу.
22 июля последний союзный конвой с Новой Земли, состоящий из советского и американского транспортов, в охранении четырех советских тральщиков вышел из губы Литке. После захода в губу Белушью, конвой прибыл 28 июля в Архангельск.
Действия немецкого флота и авиации у берегов Новой Земли продолжались до глубокой осени. 2 октября 1942 г немецкая подводная лодка обстреляла мотобот "Шторм" в районе западного устья пролива Маточкин Шар. 11 октября подорвался на мине в этом районе и затонул "СКР-2" ("Муссон"). 13 октября был обнаружен немецкий самолет "Ю-88" на острове Междушарский. Командование Новоземельской ВМБ направило на его поиск две десантные группы. Но самолет успел улететь. 18 октября дозорный корабль "СКР-74" обнаружил на подходе к губе Белушья и обстрелял неизвестный корабль.
В 1943 г. была дополнительно укреплена береговая оборона губы Белушьей В марте этого года па Новоземельскую BMБ в поселке Белушья Губа сбросили несколько бомб немсцкие самолеты – разведчики. Первые транспорты, начавшие навигацию в 1943 г, доставили в Белушыо Губу истребители "И-15 бис", которые были размещены на аэродроме Рогачево. После этого воздушные налеты на базу были прекращены В тяжелых условиях наши летчики с честью выполняли военные задания. Ведь зиму 1943-1944 гг. им пришлось жить в Рогачеве в палатках.
Немецкое командование приняло решение о переброске 10-12 подводных лодок (из состава имевшихся на Севере 30 лодок) в Карское море. В 1943 г немецкая подводная лодка потопила в районе мыса Спорый Наволок научное судно "Академик Шокальский". 28 августа советская подводная лодка "С-101" потопила в районе мыса Желания немецкую подводную лодку "U-639". 24 сентября немецкая подводная лодка огнем артиллерии полностью уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия. Полярники были сняты самолетами.
В конце июля 1943 г. в губу Белушью следовал военный транспорт "Рошаль" с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской военно-морской базы. ТЩ-55 и ТЩ-65 30 июня в районе мыса Лилье - губы Белушьей сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой U-205. Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим судном транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду
получивший контузию командир Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти немногих.
После лечения в госпитале Белушей Губы Н К.Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н К.Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды.
7 мая 1989 г Центральным полигоном РФ были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 с каменистой косы на новое кладбища поселка Белушья Губа. 25 июля 1989 г. в поселке был торжественно открыт памятник героическому экипажу ТЩ-65. Этот номер был присвоен в годы воины бывшему рыболовецкому тральщику РТ-76 "Астрахань".
С августа 1944 г. немцы начали использовать па подводных лодках новое оружие - акустические электроторпеды. 8 августа этого года из Северодвинска вышел в рейс на остров Диксон и в порты моря Лаптевых транспорт "Марина Раскова". На его борту находились 354 человека, которые должны были сменить зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпуги. Среди пассажиров были женщины и дети. Транспорт сопровождали три тральшика: "АМ-114", "АМ-1 l6" и "АМ-118" Всего на всех судах находилось 618 человек. В живых останутся только 256 пассажиров и военнослужащих. Большинство женщин и детей погибнут.
12 августа в 19 часов 45 минут суда находились в районе острова Белого. В этот момент под корпусом "Марины Расковой" раздался взрыв новой акустической торпеды, который был ошибочно принят за взрыв мины. Взрывы продолжались, а моряки решили, что попали на немецкое плавучее минное поле. Поэтому атаковавшая транспорт немецкая подводная лодка "IO-365" смогла, не преследуемая никем, отойти незаметно в сторону и снова занять выгодную для залпа позицию. Друг за другом были подбиты, а затем и потоплены все суда, кроме "АМ-1l6", который доставил в поселок Хабарово в проливе Югорский Шар 176 человек, спасенных с других судов. Затем "АМ-116"
вернулся к месту трагедии и начал поиск шлюпок, катера и кунгаса с успевшими спастись людьми. Узнав о случившемся, военно-морское командование и штаб морских операций Главсевморпути срочно направил в район гибели "Марины Расковой" корабли и самолеты. На четвертый день после гибели судна в море обнаружили шлюпку (l8 человек, включая командира "АМ-114"). Всех их доставили в Белушью Губу и оттуда в Архангельск. С самолетов замечены были в море и другие шлюпки Снять с них людей не удалось, поэтому им сбросили продовольствие и теплую одежду.
18 августа гидросамолет с Диксона, после многократных поисков, обнаружил в море вельбот и спас с пего 25 человек. В этот день нашим самолетом было взято на борт еще 11 человек со шлюпки. 19 августа советские летчики нашли в море кунгас (37 человек) и даже сели неподалеку, но сильное волнение не позволило забрать всех, а сброшенное продовольствие, кроме нескольких плиток шоколада, затонуло. Только на 11 сутки после гибели "Марины Расковой" оставшихся людей сиял другой наш самолет. В очень сложных погодных условиях удалось спасти 14 человек, дрейфовавших в кунгасе. Перегруженный самолет не мог подняться и только на следующие сутки летчик М.И.Козлов
привел свой самолет морем в залив Малыгина. Здесь тральщик "АМ-60" принял на борт с самолета спасенных людей и доставил их в Хабарово. Самолет М.И.Козлова совершил перелет из пролива на Диксон.
В сентябре 1944 г. тральщик "АМ-116" с той же командои на борту, которая участвовала в трагических событиях перехода "Mapuны Расковой", обнаружил и потопил а районе острова Уединения немепкую подводную лодку Возможно, что именно она совершила нападение 12 августа.
Наверх страницы |