Возможно скорое освоение Арктики в коммерческих целях
Из Европы через Россию в Азию — о таком морском пути мечтал не один путешественник, и немало их погибло при попытке проложить этот путь. Глобальное потепление и таяние льдов Арктики могут помочь осуществиться давним мечтам.
Первый коммерческий рейс судна «Nordic Barents», вышедшего 4 сентября с грузом железной руды из Киркенеса (самая северная точка Норвегии), через воды Арктики в Азию, должен завершиться в понедельник 27 сентября прибытием в город Циндао (Китай). Этот маршрут на 8000 километров и на 15 дней короче привычного — через Суэцкий канал мимо полуострова Сомали. Корабль 85% пути шел на полном ходу по свободной воде, что позволило ему снизить затраты на топливо.
Такой маршрут обладает еще рядом преимуществ: он требует меньших затрат рабочей силы, отпадает необходимость платить пошлину за проезд по Суэцкому каналу и страховку от нападения пиратов.
Даже с учетом арктической страховки и стоимости услуг сопровождавшему норвежское судно российскому ледоколу, речь идет об экономии в тысячи долларов.
Специалисты предсказывают скорое появление регулярных рейсов из Европы в Азию в конце каждого лета. Однако активное использование северного морского пути беспокоит экологов: маршрут сложный, на нем не исключены кораблекрушения, утечка вредных веществ, разлив нефти, от чего может пострадать окружающая среда. В связи с этим серьезную обеспокоенность вызывает, в частности, судьба заповедника «Остров Врангеля», расположенного в верхней части Берингова пролива. Остров находится под охраной ЮНЕСКО как один из самых крупных в мире пунктов разведения белых медведей.
Специалисты Национального центра данных по снегу и льду Университета Колорадо утверждают, что площадь льда в Арктике сократилась на 40%, и вполне возможно, что к 2013 году на Северном полюсе будет плескаться синее море. Если прогнозы ученых сбудутся, то использование северного морского пути станет просто неизбежным: финансовую заинтересованность никто не отменял.