Кто из нас ничего не боится? Верно, страхи и опасения есть у всех. Известное высказывание призывает нас взглянуть своим страхам в лицо. Чтож, наберемся мужества и сделаем это! Мы – дети современного мира, современной культуры и цивилизации. А чего боится современный мир?
Ответ на этот вопрос лежит вне кабинетов психотерапевтов и психоаналитиков. Более того, этот ответ доступен каждому из нас и едва ли не каждый день мы так или иначе его получаем. Я говорю об искусстве, которое всегда было призвано высвободить скрытые опасения человека и запечатлеть в каком-то внешнем объекте: книге, картине, фильме. Возьмем фильмы. Вы заметили интересную тенденцию? Нет, я не про возрастание зарплат Бреда Пита или Кэмерон Диас и не про великолепные технологии, угрожающие со временем заменить живых актеров анимированными. Я говорю о лавинообразном росте числа апокалиптических кинополотен: «Послезавтра», «28 дней/недель спустя», «Монстро», «Рассвет Мертвецов», «Обитель Зла». Образы мертвого мира и разрушенных городов, чудовищные волны, разрушающие небоскребы, ходячие трупы и горстка выживших, забаррикадировавшаяся посреди всеобщего хаоса и распада в ожидании конца…
Мы прекрасно помним, как старые добрые супергерои 90-х лихо громили армии тьмы, били ногой с разворота по физиономии самому князю тьмы, спасали цивилизацию от метеоритов, пришельцев или тайных террористических групп. Все кончалось благополучно, и мы не уставали радоваться хэппи энду вместе с очередным залитым кровью героем, устало попирающим ногой обугленную тушку злобного пришельца или маньяка-террориста. Все это - сдобрено любовной интрижкой между главными героями и приправлено эротической сценой для пущей удобоваримости.
Все изменилось. В новом кино мир гибнет. Раз за разом, в различных вариациях и декорациях. Причем, обратите внимание на стопроцентную безысходность, сквозящую в каждом кадре, в каждом действии героев. Живые в Обители Зла раз за разом ищут выхода из мертвых городов, но ты буквально кожей чувствуешь: надежды у них нет. И они сами не верят в спасение. «Вы все здесь умрете», - предсказывает Красная Королева спецназовцам-узникам лабиринта. И это та самая Красная Королева, которая провозглашает непреложный закон выживания, оптимистичный гимн клыков и когтей: «Двигайся, чтобы жить!»
«Мы все здесь умрем», - обреченно соглашается один из главных героев… И даже продолжающая бороться Элис в конечном итоге – умирает, причем по воле создателей третьей части картины умирает, словно в страшном сне – десятки и сотни раз. В новых мрачных фильмах человека губит все – осторожность, неосторожность, ненависть, страх, самонадеянность и даже сострадание. Вспомним «28 дней спустя», где пилот вертолета из жалости спасает двух инфицированных девочек, доставив их на материк и положив начало новой волне заражения.
И подобная волна – не дань какой-то абстрактной моде. Ведь мода тоже рождается по нашей воле. Можете вы себе представить волну многомиллионных блокбастеров, на разные лады предвещающие человечеству вымирание, где-то годах этак в 80-х или 90-х? Я – нет, тогда мы ждали от кино совсем иного! Сегодня же мы смотрим фильм «Монстро», где неизвестно откуда появившееся чудовище отрывает голову символу современной цивилизации – Статуе Свободы. Никакой романтики, эротики, никакого героизма. Двое главных героев признаются друг другу в любви, сохраняя достаточную отстраненность от происходящего, чтобы заснять все это на камеру, а потом умирают.
Возникает ощущение как будто мы, человечество, предчувствуя на пороге восприятия что-то огромное и угрожающее, подсознательно прокручиваем варианты своей возможной гибели. Я не призываю впадать в депрессию или ударяться в панику – вспомним, сколько раз за историю человечества фанатичные сектанты ждали конца света! Нет, мне думается, причина мрачных кинематографических предчувствий – в грядущих переменах, которые необратимо изменят лицо современного мира. Этого и боится наша культура, которая не хочет умирать и давать дорогу чему-то новому и неизвестному, а потому – угрожающему.
«Чтобы тебе жить в эпоху перемен» – одно из самых серьезных проклятий в древнекитайской культуре. Но мы, западные люди, всегда искали чего-то нового, и теперь, когда это новое в полной своей силе встало на нашем пороге, мы испугались. Но, как и у героев наших фильмов, у нас нет выбора. Мы должны взглянуть в лицо своему страху и двигаться дальше. На нас – огромная ответственность, ибо мы живем в эпоху перемен!