Любители хорошо поесть ничем не отличаются от наркоманов. Ученые выяснили, что механизм зависимости от жирной еды такой же, как от наркотиков.
Те же молекулярные тропинки, которые превращают людей в наркоманов, стоят и за страстью к перееданию. Исследование, проведенное Институтом имени Скриппса (США), подтвердило давно бытовавшее среди ученых подозрение в том, что в основе любой привычки лежит механизм положительного подкрепления в центральной нервной системе.
Американские специалисты проводили опыты на крысах: одна группа получала высококалорийную еду с большим содержимым жиров (то, чем питаются в заведениях фастфуда), другая (контрольная) сидела на обычной крысиной диете, потребляя в два раза меньше калорий, чем их «коллеги».
Первая группа быстро подсела на сырный пудинг, несмотря даже на электрошок - верный признак неконтролируемого поведения.
Позже, когда первой группе предложили перейти с бекона и сосисок на салаты, крысы просто отказались от еды. Период «ломки» и голодания занял две недели.
Доказав наличие привыкания к еде, ученые взялись за изучение процессов, проходящих в это время в мозге. Известно, к примеру, что употребление наркотиков приводит к увеличению концентрации нейромедиатора дофамина и гиперстимуляции так называемых дофамин-2-рецепторов.
Организм адаптируется к повышенному содержанию дофамина, снижая чувствительность рецепторов, что приводит к необходимости постоянно повышать дозу и употреблять наркотики регулярно. В противном случае рецепторы ошибочно регистрируют сниженную концентрацию дофамина, и начинается «ломка».
У крыс, подсевших на вкусную и жирную еду, обнаружено аналогичное поведение дофамин-2-рецепторов.