Стартовал володинский фестиваль: в программе спектакли, читки пьес и... буфет из прошлого
6 февраля в Большом театре кукол открылся театральный фестиваль
им. А.М. Володина «Пять вечеров».
Как всегда, на фестивале в фойе заработал ставший знаменитым «Буфет Клавы». Своеобразный привет из прошлого: не только цены в копейках и сок из трехлитровых банок в граненых стаканах, но даже очередь — символ советской действительности, с которой не удается до конца расстаться, — всё, как обещано организаторами, в наличии.
Неожиданностью этого года стала исполнительница роли буфетчицы Клавы. Как рассказала на пресс-конференции арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, в этом году провели специальный кастинг на эту почетную должность, и не без гордости отметила, что все шесть лет существования фестиваля ее занимают студенты или выпускники театроведческого факультета Театральной Академии на Моховой.
Кастинг на Клаву-2010 выиграла культурный обозреватель газеты «Вечерний Петербург» Виктория Аминова, которая в своем новом дерзком амплуа и все последующие дни будет демонстрировать «чудеса советского сервиса» в отношении зрителей и гостей фестиваля.
Там же, в фойе, установлена уже ставшая привычной для участников и гостей фестиваля дверь с номером 28 из дома 44 по Большой Пушкарской улице, где жил и творил Володин. «За эту ручку он брался, сюда звонили — и он открывал. Слава Богу, успели сфотографировать эту дверь, теперь там другая, «евростандартная». И оконные рамы другие, тоже «европейские». Внутри — «другая квартира»... Кто звонит в нее — не знаю», — пишет в предисловии к книге «О Володине. Первые воспоминания» арт-директор фестиваля Марина Дмитревская.
На открытии фестиваля свою версию известной пьесы, одноименной фестивалю, представил Омский Государственный драматический «Пятый театр». «Это спектакль возник не случайно, — рассказывает режиссер Константин Рехтин. — У меня уже был опыт работы с володинской драматургией. Я делал спектакль, в котором объединил «Нос» Гоголя и «Агафью Тихоновну» Володина — мне они показались созвучны. Позже, после осознания ошибок этого спектакля, появилось желание взяться за другую пьесу Володина. «Пять вечеров» я не решался готовить к выпуску, пока не увидел на читках, как внимательно артисты относятся к тексту Володина. Сложно сразу ощутить смысловой объём текстов Володина: так, как о человеке рассказывает он, сейчас почти не говорят — напротив, всё больше говорят не о самом человеке, а о том, что вокруг него».
Напомним, что основная программа фестиваля продлится до 10 февраля. Кроме того, 7, 8 и 9 февраля в помещении Большого театра кукол все желающие могут посетить читки и обсуждения новых пьес. «Программа фестиваля «Первая читка», — объяснил директор фестиваля Виктор Рыжаков, — одна из основных. Она возникла из Володинского конкурса современной драматургии. Особенность этой программы заключается в том, что все пьесы, звучащие и обсуждаемые в ее рамках, представляются публике и специалистам впервые. Петербург — это особое место. И право впервые прочитать свою пьесу именно здесь — почетное».
7 февраля свои пьесы представят петербургский драматург Ольга Погодина и один из самых ярких представителей движения «Новая драма», автор сценария к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» и один из сценаристов нашумевшего сериала «Школа» тольяттинский драматург Юрий Клавдиев. Пьесы «Живые души» (Погодина) и «Развалины» (Клавдиев) прочтут для публики сами авторы.
8 февраля прозвучат пьесы двух других известных представителей феномена «тольяттинской новой драмы» - Вадима Леванова и Михаила Дурненкова. Читки пьес «Кровавая барыня» Леванова и «Легкий способ бросить курить» Дурненкова представят молодые режиссеры Ксения Митрофанова и Михаил Рахлин.
9 февраля Фестиваль приглашает послушать и обсудить пьесы «Облако счастья» (автор — Ярослава Пулинович, выпускница литературной мастерской великолепного драматурга и режиссера Николая Коляды) и «Закрытая дверь» (драматург — Павел Пряжко, чья пьеса «Трусы» два года назад произвела настоящий театральный фурор).