Наш бывший соотечественник Сергей Брин, оказавшись за океаном, быстро там освоился и основал вместе со своим американским другом Ларри Пейджем компанию, которая не просто совершила мировую революцию в IT-индустрии, а повлияла на судьбу всего человечества: мы, люди XXI века, живем в эпоху Google.
Google - это искаженное googol, 10 в степени 100. Слово не слишком употребимое: в реальном мире нет объектов, чьи свойства можно посчитать в гуглах. День рождения компании - 4 сентября 1998 года. Основатели руководствовались при создании бизнеса примерно такой идеей: «мы переработаем столько данных, сколько вы и представить себе не можете». Основным инструментом стал "интернет-паук" BackRub, запущенный впервые в марте 1996 года. При обходе существующих в WWW страниц робот строил сложный граф, учитывающий «ценность» ссылок: страница тем ценней, чем больше ценных страниц на нее ссылаются.
Cергей и Ларри быстро поняли: система ранжирования дает решающее преимущество над всеми поисковыми машинами, которые в то время существовали, но не анализировали обратные ссылки. Еще важней был другой вывод: с развитием Интернета алгоритм будет работать все лучше и лучше.
За быстрыми деньгами Ларри и Сергей никогда не гнались. Поначалу вообще не собирались размещать рекламу. Но она, конечно, появилась. Контекстная реклама – вот главный источник золотого дождя, пролившегося на Google. Изобрели ее не в Google, и компания Yahoo!, владеющая технологиями, впервые запущенными стартапом Goto.com, даже подала иск, который уладили полюбовно, откупившись акциями.
О корпоративной культуре Google уже написаны тысячи статей. В офисе предусмотрены детские комнаты, где молодые мамы, сотрудницы, могут оставлять своих детей. На рабочие места можно приводить с собой котов, собак и прочую домашнюю живность. В офис доставляют обеды, которые готовят лучшие повара Калифорнии. 20% рабочего времени официально отведены на собственные проекты-фантазии сотрудников, а совещания начинаются в середине рабочего дня вместо 8 часов утра потому, что приходить на работу в такую рань здесь не принято. Концентрация известных ученых и «обычных» кандидатов наук здесь просто зашкаливает. Google много лет подряд возглавляет национальный список «компаний, в которых хотелось бы работать».
В 2001 году Ларри и Сергей пригласили на пост СЕО Эрика Шмидта, ученого, защитившего диссертацию в Беркли, и профессионального менеджера, работавшего в Sun Microsystems и Novell. Компанией правит триумвират Ларри, Сергея и Эрика - это закреплено в уставе компании. Все решения принимаются только после достижения консенсуса. А обычно в обсуждениях и принятии стратегических решений участвуют человек двадцать.
Когда пришел Эрик Шмидт, в компании работало 200 человек, в 10 раз меньше, чем сейчас, а Google уже была самой популярной поисковой системой, вытеснившей с рынка некогда популярнейшую AltaVista. Однако бизнес Google к поиску не сводится. И дело не в том, что корпорация купила кучу компаний, в том числе видео-сервис Youtube и баннерные сети DoubleClick. Сергей и Ларри не мыслят категориями «занять нишу», «увеличить долю рынка». «Сделать всю информацию мира доступной» - вот их лозунг. У Google сейчас три принципиальных проекта, где затраты не соизмеряются с немедленной отдачей. Это GoogleMaps, GoogleBooks и Chrome OS.
Одно из первых приобретений Google - компания Keyhole и ее программа Earth Viewer, более известная теперь как Google Earth. Это трехмерная программа, позволяющая совершать виртуальные путешествия по всей планете. Но Google претендует на большее. В XXI веке каждый web-документ будет «привязан» к определенному месту на карте. Место создания документа станет таким же естественным атрибутом, как сейчас время создания документа. Google договорилась с GeoEye о том, чтобы спутник этой компании GeoEye-1 работал исключительно на Google. Разрешение снимков с орбиты - до 41 см, видны полоски пешеходных переходов и отдельные кусты в парках. Любая точка земной поверхности станет доступной любому пользователю Интернета. Подобные масштабы повергли в смущение целые государства. Google пришлось пойти на уступки силовым ведомствам некоторых стран.
Google Maps - одна из первых технологий, где в полной мере реализован важнейший принцип IT-индустрии XXI века: возможность (через общедоступные интерфейсы программирования API) создания мэшапов - веб-приложений, в которых используется сразу несколько источников данных, хранящихся в разных местах. На картах Google можно размещать свои данные и писать к ним свои программы. В свое время Эрик Шмидт успокаивал общественность: «Мы не собираемся отбирать хлеб у производителей GPS». Однако в конце октября 2009 года было анонсировано приложение Google Maps Navigation для смартфонов, вполне способное стать «убийцей GPS-навигаторов».
Верные своему стремлению сделать общедоступной всю информацию, Ларри и Сергей взялись за оцифровку крупнейших библиотек мира. Называется проект Google Book Search. Сейчас в нем участвуют два десятка авторитетнейших библиотек, главным образом, университетских. С остальными ведутся переговоры. Уже оцифровано более 7 млн книг. И с каждым днем эта цифра увеличивается.
Авторы и мелкие издатели тоже могут сделать свои книги доступными для поиска. Обладатель авторских прав сам определяет, сколько страниц книги будет доступно читателю (от 20% до 100%). Поисковику доступны все страницы (даже если вопрос с правами не решен), но пользователь видит только выходные данные книги - автора, издательство и т.д. На таких условиях с Google работают более 25 тыс. партнеров.
В июле 2009-го компания Google объявила о проекте создания собственной операционной системы с открытым кодом - Google Chrome OS. Новость ошеломляющая: это же открытый вызов корпорации Microsoft, вторжение на ее территорию! В какой-то степени Google Chrome OS - ответ на повышенную активность Microsoft в секторе поиска, продвигающей свой поисковик Bing.
Платформу интернет-приложений Google Apps тоже можно расценивать как попытку подорвать гегемонию Miscrosoft. По замыслу Сергея и Ларри Google Apps станет как бы интернет-ОС, аналогом операционной системы ПК. Обычная ОС, конечно, останется, но основные ее функции возьмет на себя Интернет - через браузер. Это не просто базирующиеся в Сети средства совместной работы с документами (у Microsoft имеются аналоги). Интернет-ОС сможет запускать приложения, управлять файлами и хранить их резервные копии.
Что же касается Google Chrome OS, то она возникнет не на пустом месте. Своя ОС в Google уже разработана - для смартфонов, Google Android. Еще есть «легкий» браузер Chrome, понемногу набирающий популярность. Новая ОС будет потреблять меньше ресурсов - ведь она призвана освободить компьютер от всего того, что можно хранить и вычислять в Интернете. Конечно, ее оптимизируют под Google Apps, чтобы пользователи могли вообще отказаться от приложений Microsoft Office. Новая ОС дебютирует на нетбуках - мобильных компьютерах, рассчитанных прежде всего на работу в Сети. Произойти это должно во второй половине 2010 года.
Чем закончится противоборство Google и Microsoft – главная IT-интрига ближайшего десятилетия. Google легко пережила кризис «доткомов» на рубеже веков и из нынешнего кризиса выходит почти без потерь. При этом Google остается компанией, «не такой, как все». И, похоже, всем придется на нее равняться. Потому что, как сказал недавно о своей компании Эрик Шмидт, «мы не предсказываем будущее – мы его творим».
Полный текст статьи Игоря Левшина читайте в январском номере журнала "CEO".