«Триумф Лени Рифеншталь»: художник в ответе за свое творчество
Лени Рифеншталь — легенда ХХ века. Ее фильм «Триумф воли», снятый по заказу Гитлера, признан лучшим пропагандистским фильмом всех времен и народов за обладание огромной гипнотической силой, отчего и сейчас еще запрещен к показу в некоторых странах. В театральном расследовании по воспоминаниям, хроникам и мемуарам об известной документалистке поднимаются вопросы об ответственности художника, ответственности таланта за те образы, которые он запускает в мир.
26 декабря на Малой сцене Малого драматического театра — Театра Европы - режиссер Мария Александрова и Международная Ассоциация «Живая классика» представили премьеру спектакля «Триумф Лени Рифеншталь».
На наши вопросы любезно ответила исполнительница главной роли Елена Калинина — актриса Малого драматического театра, лауреат множества театральных премий, в том числе двух высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит» (специального приза жюри «За лучшую женскую роль» в 2003 г. и «За лучший актерский ансамбль» в 2005 г.).
— Елена, вам лично близка тема художника и его ответственности, поднятые в спектакле «Триумф Лени Рифеншталь»?
— Если бы эта тема была не созвучна со мной, я бы не взялась за этот материал.
Артист, как и каждый художник, должен быть честен перед собой и нести ответственность перед людьми за свое творчество. Я не разделяю позиции - «После меня хоть потоп». Выдающийся режиссер, Лени Рифеншталь, будучи, конечно, в первую очередь крупным художником, человеком, для которого вожможность творить была в первую очередь возможностью реализоваться, не могла не разделить той ответственности за судьбы миллионов людей, вступивших в нацистскую партию или пострадавших от ее режима.
В этой истории тема художника и его ответственности перед людьми занимает, пожалуй, главное место. Каждый имеет право заблуждаться, без этого не может быть искусства, но за любым опытом крупного художника тут же встают люди, разделяющие его позицию.
Желание любой власти — создание прежде всего идеологии. Власть прекрасно понимает, какую роль занимает искусство, культура в жизни простых людей. А любой крупный художник в силах как воспеть эту форму управления обществом, так и разрушить ее. Почему после прихода Гитлера к власти и начался великий исход немецкой культуры из Германии. Томас Манн, Бертольд Брехт и многие другие не могли не понимать этого. А сколько выдающихся художников покинули Россию после революции! И сколько из них, не согласных, сгорело в горниле режима уже после нее!
— Какое место роль Лени Рифеншталь занимает в Вашем творчестве? Вам близка Ваша героиня?
— Лени Рифеншталь — сильный человек. Я хотела бы быть похожей на нее. Ставить себе цель и побеждать.
Как бы я поступила на ее месте — сложный вопрос. Смогла бы я устоять перед соблазном стать первой и востребованной, получить свободу творчества. Каждый раз, выходя на площадку, пытаюсь решить этот вопрос снова и снова.
— Как Вы относитесь к моноспектаклям?
— «Триумф Лени Рифеншталь» — это мой первый опыт работы в моноспектакле. Признаться, опыт не простой. Я привыкла к партнерству на сцене. Это гораздо проще. Когда ты одна, твоим партнером может быть только зритель, к чему он совершенно не готовился, и твоя задача втянуть его в это партнерство. Сделать так, чтобы ему ни на секунду не стало скучно с тобой. А это архисложно, что сразу говорит о классе и школе артиста.
Контакт со зрителем не всегда удается установить даже в густонаселенном спектакле. А что же говорить о моноспектакле? Это концентрированное внимание, мобилизация, как в бою. Где артист не имеет права проиграть.
— Елена, Вы давно связаны с театром звукопластики Shakin’ manas. Теперь выпустили премьеру под маркой «Живой классики». Что вам
дает участие в небольших, частных проектах? Как Вы относитесь к
антрепризному театру в принципе?
- Участие в других проектах, на мой взгляд, может только обогатить артиста.
Для меня антреприза — это не средство зарабатывания денег, как для многих артистов. Во многих проектах я с удовольствием играю безвозмездно. Это в первую очередь возможность общения со зрителем и опыт над созданием спектакля в компании соавторов. Антреприза дает артисту возможность выбирать себе роль. Чего чаще всего лишает артиста репертуарный театр.
С театром звукопластики Shakin’ manas я сотрудничаю уже очень давно. Они мои большие друзья. Можно даже сказать больше: Павлова Ольга Леонидовна была моим педагогом по художественному слову во Дворце творчества юных в глубоком детстве. У нас большие планы на будущее, очень много интересных мыслей, творческих идей, которые хотелось бы осуществить. На сегодняшний день с театром Shakin’ manas меня связывают три работы: «Лихорадушка», «Времена года», «Это все о луне» по мотивам повести Н. Гоголя «Записки сумасшедшего». В принципе этого театра заложены звуковые и пластические импровизации. Мне это очень близко. В танце можно выразить себя так, как не выразишь в драматическом театре.
— Ваши роли часто имеют яркое пластическое решение. Вы имеете какой-то профессиональный танцевальный опыт или образование в этой сфере?
— В детстве я 11 лет танцевала во Дворце творчества юных. Два раза поступала в Вагановское училище. Но, к сожалению, не случилось. Педагоги, которые смотрели меня, настоятельно рекомендовали не бросать танец. Что не перестает пригождаться мне на драматической площадке. В какой-то момент я поняла, что любую роль надо вытанцовывать. Придумывать балет роли. Пластическое решение каждой роли имеет большое значение для создания сценического образа. Моя Соня в «Дяде Ване» движется и существует совсем не как Грекова из «Пьесы без названия», а Гитель из «Двое на качелях» совсем не похожа на Лени Рифеншталь.
Остается добавить, что следующие показы спектакля «Триумф Лени Рифеншталь» состоятся в феврале 2010 года. Следите за афишей на сайте «Живой классики». А спектакль театра Shakin’ Manas «Это все о луне…» по мотивам повести Н. Гоголя назначен на 25 января и пройдет на сцене Музея Достоевского.