Существуют явления, необъяснимые наукой. Среди них предсказания будущих событий вплоть до мельчайших деталей. Писатели, мобилизуя фантазию, иногда приоткрывают двери будущего и берут оттуда картины и образы грядущего. Так, за 14 лет до гибели «Титаника» катастрофа самого большего в мире лайнера была в деталях предсказана в романе Моргана Робертсона "Тщетность" 1898 г. (описанный в нем корабль назывался "Титан"). За сто лет до «Апполона» полет на Луну был описан Жюль Верном. Появление Сталина, по словам Даниила Андреева, предчувствовал и описал Александр Блок.
Пророчество о Сталине великого американского писателя Марка Твена почему-то осталось незамеченным. На это указывает независимый исследователь Владимир Патраков, автор объемного труда «Рождение столиц: от прошлого к будущему».
В 1889 году на прилавках книжных магазинов Америки появился новый фантастический роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В нем один американец, родившийся в Хартфорде, столице штата Коннектикут, любивший технику и изобретательство, этакое воплощение рационализма и чисто американской деловитости, из второй половины 19 в. неожиданно попадает в средневековую рыцарскую Англию 6 в., управляемую легендарным королем Артуром. В страну, где люди находятся на стадии мифологического мышления. В Англии этого странно одетого и необычного незнакомца приговаривают к смертной казни, но, используя свои знания по астрономии и вспомнив, что 21 июня 528 года будет полное солнечное затмение, он разыгрывает сцену уничтожения солнца, пугает до смерти короля Артура, становится его пожизненным первым министром и приступает к преобразованиям.
Напомним, что начал он с воспитания молодых люди в специальных школах - так называемых "фабриках людей". За четыре года он подготовил множество специалистов в различных областях техники. Еще через три года Англию было не узнать. Появилось множество школ и колледжей, выходили газеты. По Темзе ходили пароходы, по железным дорогам - поезда. В моду входили телеграф, телефон, электричество. Рабство было уничтожено, все люди были равны перед законом. В дальнейшем янки мечтал низвергнуть католическую церковь, учредить республику и стать ее первым президентом.
Но внезапно все рухнуло. Говоря современным языком, эксперимент с выведением нового человека провалился: люди в основе своей остались верны католической церкви, которая, пользуясь временным отсутствием хозяина, свергла его власть. Когда он вернулся в Англию, он увидел, что цивилизации больше не существует: все ее плоды были разрушены. Укрывшись с кучкой верных сторонников в убежище – Мерлиновой пещере, он, окружив ее многочисленными рядами колючей проволоки, вызвал на бой католическую церковь Англии и верное воинство – рыцарство. Когда огромное войско из 25000 рыцарей расположилось вокруг пещеры между рядов колючей проволоки, янки пустил по ней электрический ток. Но победа обернулась поражением. Оказавшись окруженными стеной трупов, сторонники янки не смогли выйти из пещеры. Сам янки при этом не погибает, он засыпает под чарами волшебника Мерлина на 13 веков и просыпается уже в 19 в.
Критика во многом недооценила роман М. Твена. Она увидела в нем главным образом сатиру на феодальное общество. А между тем это замечательный образец жанра антиутопии, роман–пророчество, роман-предупреждение. Утопия янки переделать общество 6 века по образу и подобию общества века 19 с помощью науки и техники провалилась. Вместе с попыткой создать на "фабриках людей" нового человека. Почему? Вопрос глубокий. В романе на него ответа, по сути, не дано. Все объясняется воспитанием и привычками людей. Но для нас важно не это, а поразительные совпадения романа с последующими событиями.
1. Роман вышел в 1889 году, в год рождения Адольфа Гитлера – одного из самых радикальных творцов нового порядка.
2. Янки отправился в прошлое из Америки в Англию 20 июня 1879 года, а полное солнечное затмение произошло 21 июня 1879 года. Если в этой дате июнь заменить на декабрь, то она будет датой рождения Иосифа Сталина, другого великого переустроителя общества.
3. Янки, как и Сталина, окружение и народ зовут «хозяин» - «The Boss» в английском эквиваленте.
4. Сон в Мерлиновой пещере, чем не мумификация в мавзолее?
5. А преобразования в Англии за 4 и 3 года, чем не "великие сталинские пятилетки" за 3-4 года?
6. И у янки, и у Сталина прослеживается ненависть к монархии и аристократам и оправдание красного террора. Вот что говорил янки: "Нужно помнить и не забывать, что было два "царства террора": во время одного убийства совершались в горячке страстей, во время другого хладнокровно и обдуманно; одно длилось несколько месяцев, другое – тысячу лет; одно стоило жизни десятку тысяч человек, другое – сотне миллионов. Но нас почему-то ужасает первый, наименьший, так сказать минутный террор; а между тем, что такое ужас мгновенной смерти под топором по сравнению с медленным умиранием в течение всей жизни от голода, холода, оскорблений, жестокости и сердечной муки?" Мнение Сталина по поводу "малой крови" революций, я думаю, приводить дословно не стоит.
7. И, наконец, страшная гибель всего английского рыцарства и гибель героев романа под трупами врагов - чем не символ гибели любого диктатора: Гитлера, Сталина, Макбета и других?
Самая главная мысль – нельзя перепрыгнуть через ход истории, ход постепенного эволюционного развития. Любые попытки насильственно модернизировать общество в долговременном стратегическом плане чрезвычайно опасны. Сейчас много говорят об успехах сталинской модернизации. Но какой ценой была достигнута эта модернизация? Путем социальной, человеческой деградации и выведения в условиях людоедской цивилизации Гулага (СССР) особой породы человека - Homo soveticus, человека без индивидуальности, религии и морали. Путем исчезновения социального капитала – доверия людей к власти, без которого невозможно существование и развитие общества.
Не случайно Александр Солженицын в заметках «Как нам обустроить Россию?» говорил об опасности погребения России под обломками коммунистического режима. Эти заметки были написаны в 1990 году, и теперь, через двадцать лет после краха коммунизма, мы все больше осознаем невосполнимость утрат, и снова и снова звучит вопрос: а сможет ли Россия вернуться к нормальному эволюционному, человекосберегающему развитию, или она уже не может жить без диктатора, нового Сталина? Есть ли шанс для России стать нормальным цивилизованным государством или она навсегда, до самой своей гибели, обречена быть вотчиной «хозяина»? Проснется ли Сталин, как проснулся его литературный прототип?