Команда учёных из Университета Таусона, которой руководит Вера Смолянинова, смогла "поймать в ловушку"… радугу. Сам факт, что столь комплексное явление удалось воспроизвести с помощью очень простой установки, удивителен.
Для этого были применены простая линза и стеклянная пластина.
Идея опыта заключалась в использовании отрицательного показателя преломления метаматериалов. По мере того как волновод сужается, втиснутый в него свет останавливается потому что не в состоянии пройти в отверстие, меньшее, чем длина световой волны, пишут "Известия. РУ".
В итоге свет останавливается полностью, и это называется "эффектом пойманной радуги". Ранее подобное достигалось только теоретически.
В реальном эксперименте свойства метаматериала были сымитированы: двояковыпуклую линзу диаметром 4,5 миллиметра поместили на плоское стекло стороной, которую предварительно покрыли золотой наноплёнкой толщиной 30 нм. На само стекло также была нанесена аналогичная плёнка, но уже толщиной в 70 нм.
Воздушный зазор между этими поверхностями от края к центру сократился почти до нуля и был использован в качестве волновода, описываемого моделью адиабатической кривой.
Световой пучок, образованный двумя лазерами – гелий-неоновым (с диапазоном 633 нм) и многоволновым ионно-аргонным (от 457 до 514 нм) – был послан в открытый конец волновода. В итоге была получена картина застывшей радуги в указанных частотах спектра.
Под микроскопом, при взгляде сверху, эффект наблюдался как серия цветных колец, сначала красных, которые плавно перетекали в зелёные, причём, свет просачивался сквозь золотое нанопокрытие. Зелёный свет с более короткой длиной волны оказался в точке пространства, слишком узкого для преодоления этим излучением. Красный свет с большей длиной волны был пойман в более широкой части волновода. Между ними расположились остальные цвета.
"Пойманная" радуга – ещё одна маленькая победа экспериментаторов на поле замедления света. Она говорит о том, что очень скоро вместо отдельных электронов для хранения информации будет всё активнее использоваться световой спектр. Это позволит, к примеру, в тысячи раз увеличить скорость оптических сетей.