Li-ion вскоре потеснит двигатель внутреннего сгорания
Отказ от двигателя внутреннего сгорания в качестве основы автомобильного транспорта - фактически решенное дело. Ведущие автопроизводители переходят на электромобили. В отрасли производства аккумуляторов ожидается революция. Мировое бизнес-сообщество готовится к эпохе «электрического ренессанса» с большими экономическими и геополитическими последствиями.
Большинство международных автопроизводителей либо уже выпускают автомобили с электродвигателем, либо спешно заявляют о соответствующих планах. Между тем, электродвигатель рассматривался в качестве реального конкурента двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с момента появления автомобиля. Но точку в споре на долгое время поставил Генри Форд, предложивший надежный и дешевый бензиновый мотор.
Мечта об автомобиле с электродвигателем никогда не покидала умы инженеров, но дальше утопий дело не шло. Главным тормозом прогресса были потрясающе низкие цены на нефть, которые мало менялись на протяжении десятилетий. А когда эпоха стабильности закончилась, выяснилось одно неприятное обстоятельство - между стандартными запросами автовладельцев и возможностями пионеров электротранспорта к тому времени образовалась настоящая пропасть, ликвидировать которую в условиях рыночной экономики не могли даже самые заоблачные цены на энергоносители.
Ситуация изменилась в последние годы. На сей раз весомейшим аргументом в пользу электромобиля послужили, помимо цен на горючее, геополитические риски мирового рынка нефти, которые в любой момент могут обернуться настоящей социальной катастрофой для такой страны, как США, где на автотранспорт завязан весь образ жизни и весь бизнес.
Автопроизводители уже определились с «батарейкой» для электромобиля. Источником электричества для двигателя станет литий-ионный аккумулятор (Li-ion). Уже сегодня это самый популярный тип аккумуляторов, устанавливаемых в сотовых телефонах, ноутбуках и цифровых фотоаппаратах. Автомобили-гибриды пока предпочитают оснащать традиционными никель-кадмиевыми батареями, несмотря на их дороговизну и тяжелый вес. Классическая никелевая батарея самого продаваемого сегодня гибридного автомобиля Toyota Prius содержит около 10 кг никеля, что достигает четверти ее общего веса. В пересчете на единицу массы энергия литиевого аккумулятора в два раза выше аналогичного показателя никель-кадмиевого. Во всех готовящихся к производству электромобилях предполагается установить именно Li-ion. В результате литий ожидает резкое повышение статуса в металлургическом мире. С соответствующими геополитическим последствиями.
Первой и самой очевидной жертвой нового поворота может стать никелевая индустрия, центрами которой являются Россия, Канада и Австралия. Литиевый комплекс в России отсутствует. Он схлопнулся в начале 90-х годов, когда в России прекратилась добыча соединений лития. В СССР литий служил сырьем оборонной промышленности, применялся в производстве водородных бомб. С падением спроса ВПК в стране не нашлось инвесторов, способных обеспечить нормальное функционирование литиевого комплекса на рыночных условиях. Сегодня заводы Красноярска и Новосибирска работают на сырье, завозимом из Чили.
На Латинскую Америку по оценкам экспертов приходится 70% мировых запасов хлорида лития (LiCl). И Чили - крупнейший производитель лития в мире. Здесь идеальные условия для добычи, отлаженная инфраструктура. Темная лошадка мирового рынка лития - Боливия, которую называют «литиумная Саудовская Аравия». В этой небольшой стране по расчетам экспертов сконцентрировано не менее половины всех мировых запасов металла. Добыча лития в Боливии сейчас практически не ведется, но внимание инвесторов приковано именно к этой стране.
Так что не стоит удивляться тому, что в последние годы Боливия внезапно оказалась в эпицентре мировой схватки сил добра и зла, демократии и авторитаризма. Возможность финансового участия в будущем мирового автопрома притягивает сюда силы разных политических спектров со своими экономическими интересами. В начале года состоялись переговоры Дмитрия Медведева с президентом Боливии Эво Моралесом, касавшиеся как развития сотрудничества в нефтегазовой сфере, так и вопросов в области разработки запасов лития. Очевидно, что схватка за половину мировых запасов лития только начинается. Поговаривают и о новых разработках лития в России. Но официальной информации о таких планах пока нет.
Не менее интересно выглядит и карта производителей, способных сегодня обеспечивать рынок литий-ионными аккумуляторами. По большей части это совместные предприятия технологических компаний с автопроизводителями. Семь из них находятся в Японии, два - в США, еще два - в Южной Корее и одно - в Китае. Но самое любопытное обстоятельство заключается в том, что производство литиумной соли - наиболее специализированной стадии всей литиумной цепочки - сконцентрировано на двух предприятиях - в Японии. Не будет большим преувеличением сказать, что в ближайшей перспективе ключи от электромобиля находятся всего в двух странах - Чили и Японии.
Выбор в пользу лития объясняется не только его ближайшими, но и отдаленными перспективами. Пока о них бодро рапортуют различные исследовательские центры.
В частности, предполагается радикально (как минимум на порядок) увеличить энергоемкость литиумных аккумуляторов за счет перехода с графитовых электродов к электродам из кремниевых нанотрубок. Эти перспективы хоть и осторожно, но принимают к сведению представители реальной экономики. И здесь больше всего шансов у Китая.
Автомобилизация в Подебесной пока еще не достигла той точки, после которой переход на электротягу будет означать полный слом уже существующей инфраструктуры. И есть все шансы отстроить инфраструктуру эксплуатации электромобилей «на пустом месте». Кроме того, Китай, не располагающий значительными нефтяными ресурсами, делает ставку на уголь и мирный атом. И еще одно обстоятельство. Сегодня в Китае сосредоточено 97% добычи всех редкоземельных металлов, каждый из которых будет играть важнейшую роль в технологиях будущего автопрома. Так что светлое, ярко освещенное электричеством будущее ждет всех, но Китай – в особой степени.