Главная страница
Освоение НЗ
Заселение НЗ
1917-1941
Великая Отечественная
Ядерный полигон
Геология
Климат
Флора
Архив
Фотогалерея
Форум
Гостевая
Форум новоземельцев
Видео
 



 

Китай начал жить по законам национальной экономики и первым вышел из кризиса

Китай первым сумел выйти из кризиса. Сделать это удалось, лишь изменив основные принципы экономической стратегии. Отныне главной персоной китайской экономики сделался потребитель. А через пару лет он станет главной персоной экономики мировой.

Несмотря на мировой кризис, китайская экономика продолжает расти. По данным национального статистического ведомства, темпы роста ВВП во втором квартале 2009 года составили 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На фоне всеобщей стагнации этот показатель иначе как чудом назвать нельзя. Экономисты считают, что кризис для страны уже завершен. Но еще большее чудо – не сами темпы экономического роста КНР, а его источники. Столкнувшись с фактическим коллапсом внешнего спроса на свою продукцию, власти страны предприняли попытку компенсировать его спросом внутренним. Для этого были раскрыты сразу оба основных канала поступления денег в экономику – как бюджетный, так и кредитный. В результате по итогам июня денежная масса в стране (агрегат M2) увеличилась на 28,5% по сравнению с июнем 2008 года, а выданные кредиты – на 34,4%. В первом полугодии 2009 года сумма выданных кредитов в стране (7,37 млрд юаней) превысила в три раза аналогичный показатель первого полугодия 2008 года и на 50% – показатель всего 2008 года. В результате во втором квартале 2009 года инвестиции в основные фонды страны выросли на 35,7% по сравнению со вторым кварталом 2008 года и на 10% превысили показатели первого квартала 2009 года. Аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley тут же улучшили прогнозы экономического роста Китая на 2009 год с 7 до 9% и с 8 до 10% – на 2010 год. Объем выпуска промышленной продукции увеличился в июне на 10,7%. И даже объем выработки электроэнергии, сокращавшийся с октября 2008 года, показал рост на 3,6%.

В июне объем розничной торговли в Китае вырос на 15% (по сравнению с июнем 2008 года). Причем оптовые и розничные цены снижаются. С учетом фактической дефляции реальные темпы роста розничных продаж достигли 17,4%. Фактически это свидетельствует о том, о чем уже давно говорят эксперты: Китай начал жить по законам национальной, а не мировой экономики. Произошло то, что по-английски называется decoupling. Это пророчили всем странам блока БРИК (в который входят Бразилия, Россия, Индия и Китай), но ожидания пока оправдала только КНР. И изменение правил игры в экономической жизни – результат именно государственной политики. Фактически кризис лишь ускорил трансформацию экспортно ориентированной стратегии роста – основы основ всей экономической политики китайских властей с момента запуска реформ в конце 1970-х годов.

Средний класс в КНР с доходами от $10 тыс. в год – это, по разным оценкам, от 100 до 150 млн человек. Уже сегодня Китай по совокупным масштабам потребления не уступает развитым странам. А, например, по объему продаж автомобилей Поднебесная вообще вышла на первое место в мире (11 млн автомобилей в год), опередив главную автомобильную державу – США (9,7 млн). Коммерциализация рынка жилья началась в Китае в 1998 году. Тогда мало у кого была собственная квартира. Сейчас это обычное дело. То, что в США заняло полвека, в КНР произошло за 10 лет.

По прогнозам Euromonitor International, к 2020 году в Китае будет около 700 млн представителей среднего класса. С соответствующими последствиями для показателей внутреннего спроса. Многие компании переносят производство в Китай не столько для последующего экспорта произведенной продукции, сколько для того, чтобы получить доступ к гигантскому внутреннему рынку страны.

К 2020 году ожидаются и другие серьезные изменения в структуре китайского общества. Дело в том, что с конца 1970-х годов правительство жестко проводит политику «одного ребенка в семье». В обществе, где ценность мужчины всегда была выше, женщины с куда большей охотой рожали мальчиков. По сути, включили селекционный механизм отбора пола ребенка. В результате сейчас на каждые 100 девочек в стране рождается почти 118,5 мальчика. А в сельской местности – пропорция 130 к 100.

Столкнувшись с таким проявлением «закона непреднамеренных последствий» (главного врага реформаторов всех времен и народов), китайские власти в начале века предприняли меры, стимулирующие рождаемость девочек. В частности, семьям с девочками выплачивались пособия. В ход пустили и административные методы – запрет на использование диагностического оборудования для определения пола ребенка в утробе матери. Разумеется, сразу же возник черный рынок диагностики пола.

Политика одного ребенка приведет не только к половому, но и возрастному перекосу: пожилых людей будет существенно больше, чем молодых. И социальная система КНР (в том виде, в котором она существует сегодня), безусловно, этого давления не выдержит.

Для экспертного сообщества совершенно очевидно, что в нынешнем виде китайская модель экономического роста не может считаться устойчивой. СССР также пережил сходный с нынешним китайским подъем в 1950–60-е годы, но уже через десять лет страна оказалась в состоянии глубокого экономического и социального кризиса. Нынешний потребительский бум в КНР превратится в настоящий взрыв. Жертвами этого взрыва могут стать граждане совсем других стран, которые сегодня потребляют крайне дешевый китайский ширпотреб. Через некоторое время они столкнутся с сотнями миллионов китайских конкурентов. И дешевой бытовой техники на всех желающих может не хватить.

Соответственно, из-за роста доли потребления в структуре семейного бюджета существенно снизятся сбережения, на которые в значительной степени опирается мировая кредитная система. Официальные золотовалютные резервы КНР, размещенные в государственных долговых обязательствах США и других надежных валютных инструментах, превысили $2 трлн. Понятно, что рост этот рано или поздно прекратится. К тому времени китайские власти рассчитывают создать замкнутую региональную валютную систему (прорабатывается вариант по аналогии с евро). Главную роль в грядущей системе сыграет юань.

Чем можно занять огромное количество одиноких китайских мужчин среднего возраста? Этот вопрос больше всего волнует страны, расположенные к юго-востоку от континентального Китая и имеющие с ним морскую границу.

У Китая не было и нет планов мирового господства. Но ясно, что при сохранении нынешних тенденций КНР будет контролировать весь бассейн Тихого океана. Для этого нужен флот, и он активно строится. По величине флот Китая – третий в мире после США и России. Больше всего по этому поводу беспокоятся американские военные стратеги, которые понимают, что полное военное доминирование США в Атлантике и Старом Свете окажется бесполезным в новой ситуации. «Китайская военная экспансия нацелена против США», – заявил недавно начальник Генштаба США адмирал Майкл Муллен. По его расчетам, от паритета с США китайский флот разделяет максимум 20 лет. Разумеется, китайские власти постараются обеспечить гарантии своих интересов, но они вовсе не стремятся к военной экспансии, предпочитая мирную колонизацию. Западное побережье США и так уже достаточно интегрировано в китайскую экономику (сюда поступает и здесь обрабатывается большая часть грузов из Китая). Тут проживает фактически самоуправляемая китайская община (в сан-францисском Чайнатауне даже название McDonald’s написано иероглифами).

Два десятилетия, отделяющие КНР от военно-морского паритета с США, в экономическом отношении будут совершенно разными для этих стран. США придется решать масштабные финансовые проблемы, порожденные обязательствами администраций 1980–2000-х годов. А Китай станет основным двигателем мировой экономики как в регионе АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), так и во всем мире.

Журнал "CEO", октябрь 2009 г.