"Русагротранс" опровергает обвинения Союза мукомольных и крупяных предприятий
Как сообщалось ранее на страницах нашего издания, Союз мукомольных и крупяных предприятий обратился к первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову с просьбой оказать содействие в снижении тарифной нагрузки на цены. По мнению Союза, действия созданной ОАО "РЖД" специально для перевозки зерна дочерней компании "Русагротранс" являются "беспрецедентным давлением на контрагента со стороны железной дороги", которое неизбежно приведет к росту цен на муку, хлеб, крупы, а затем и другие продукты.
Пресс-служба ЗАО «Русагротранс» направила в адрес редакции Опровержение фактов, приведенных в письме Союза мукомольных и крупяных предприятий первому вице-премьеру В.А. Зубкову, которое мы публикуем полностью.
Подавляющее большинство фактов, приведенных в письме Руководства Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, являются заведомо неверными. Создается впечатление, что вместо содействия решению инфраструктурных проблем зернового рынка Союз пытается объяснить Правительству планируемое завышение цен на муку. По нашему мнению, отсутствие контроля и неразбериха на рынке продажи муки невыгодна российской экономике. Именно отсутствие четкого планирования у мукомольных предприятий и нежелание работать в современных рыночных условиях приводит к росту цен на муку.
Средний тариф перевозки зерна по РФ составляет в настоящее время 800 руб. за тонну. При внеплановой перевозке ЗАО «Русагротранс» увеличивает стоимость на 20% - это составляет всего 160 руб. за тонну зерна, а не 400, как указано в статье. На производство одной тонны муки идет 1,33 тонны зерна. Таким образом, стоимость муки увеличится на 215 руб. за тонну, а не на 560 рублей, как указано в письме.
При этом ЗАО «Русагротранс» увеличивает стоимость перевозки на 20% только при внеплановой перевозке. Тем самым клиентам становится экономически выгодно четкое планирование и соблюдение грузоотправителем сроков подачи заявок, позволяющее увеличить эффективность оборота вагонов и повысить объемы грузов, перевезенных за сезон. Однако, понимая трудности переходного периода и идя навстречу участникам рынка, ЗАО «Русагротранс» с 5 июня 2009 года временно изменил срок подачи заявки на вагоны, который составляет сейчас 20 дней до начала перевозки. Информация об этом доведена до участников рынка.
По железной дороге перевозится всего 370 тысяч тонн отрубей в год, менее 10% от производимых в стране отрубей. В письме идет речь о мифических 1,2 млн. тонн. Не пристало высокопрофессиональному отраслевому союзу ошибаться в цифрах по своему сегменту рынка почти в десять раз. Объяснить это можно только желанием передернуть факты в поисках собственной выгоды.
Перевозка отрубей, как незернового груза, не может осуществляться по тарифам Прейскуранта 10-01. В соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ) отруби, как и отходы мукомольного производства, не отнесены к зерновым грузам.
Утверждение Союза мукомольных и крупяных предприятий об удорожании комбикормов и, соответственно, себестоимости животноводческой продукции из-за повышения тарифа на перевозку отрубей также не выдерживает никакой критики. Доля транспортной железнодорожной составляющей в перевозке отрубей в конечной цене комбикорма в среднем по России составляет 220 руб. или 4,57%, в перевозке отрубей в цене комбикорма.
Надбавка ЗАО «Русагротранса» на перевозку отрубей, равная 17% - в конечной цене комбикорма в целом по России составляет не более 32 руб. за тонну или 0,66%. Таким образом, транспортная надбавка к тарифу ЗАО «Русагротранс» никак не влияет на цену комбикорма и не коим образом не может привести к удорожанию комбикормов и себестоимости животноводческой продукции.
Необходимо упомянуть, что с техническими особенностями перевозок незерновых грузов связан ряд дополнительных издержек ЗАО «Русагротранс». В частности, согласно пункту 10 «Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов» (Приказ № 46 МПС РФ от 18.06.2003), после выгрузки незерновых грузов вагоны-зерновозы подлежат промывке. Проведение этой процедуры возможно далеко не на каждой станции, что влечет за собой простой вагонов, их незапланированную передислокацию и другие технологические операции, также влияющие на стоимость эксплуатации.
Введенное в договор ЗАО «Русагротранс» положение об ответственности за вагон основывается на статье 120 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», которой предусмотрен обязательный претензионный (досудебный) порядок рассмотрения требований к перевозчику и установлен перечень лиц, имеющих право на подачу такой претензии. В перечень этих лиц не включен владелец собственных вагонов, что делает формально невозможным практическую реализацию его права на предъявление претензии к перевозчику. Таким образом, участие грузоотправителя (самостоятельно или совместно с владельцем вагонов) в отношениях по возмещению перевозчиком ущерба, вызванного утратой или повреждением собственных вагонов, является единственно возможным и оптимальным решением в данной ситуации.
Штрафы за непроизводительный простой вагонов являются стандартным пунктом, включенным в том или ином виде в любой договор на предоставление вагонов частного парка подвижного состава под перевозку. Владелец вагонов обязан платить штрафы за простой железнодорожных вагонов ОАО «РЖД». В случае неэффективного использования подвижного состава грузовладельцем убытки в случае отсутствия пункта о штрафах в договора будут переложены на владельца вагонов.
Мы считаем, что Российский союз мукомольных и крупяных предприятий не имеет права направлять искаженные и непроверенные сведения руководству нашей страны. Союз должен был более взвешенно подойти к анализу ситуации и не допускать необоснованных заявлений, которые могут вызвать неоднозначную реакцию на товарном рынке хлебопродуктов.