Главная страница
Освоение НЗ
Заселение НЗ
1917-1941
Великая Отечественная
Ядерный полигон
Геология
Климат
Флора
Архив
Фотогалерея
Форум
Гостевая
Форум новоземельцев
Видео
 



 

Новые русские пенсионеры "тянут одеяло на себя"

В ближайшие годы мировую экономику ждут радикальные перемены. Движущей силой грядущего переворота станет не нынешний финансовый кризис, а демографическая революция. У производителей будет два варианта – переориентироваться на вкусы пожилых людей или делать ставку на молодых потребителей из стран некогда третьего мира.

Современная рыночная система основана на принципе расширения рынков сбыта. Другими словами, на каждом новом витке развития количество потребителей продукции должно увеличиваться. Ожидание роста спроса завтра – вот что движет инвесторов, финансирующих новые проекты сегодня. Главная их надежда – простое увеличение численности потребителей. В особенности производителям нужны молодые потребители. Именно они оперативно реагируют на появление новых товаров и услуг, равно как и появление новых рынков.

В результате реформ начала 90-х годов старшие поколения российских граждан оказались фактически вне сферы организованного рынка. И еще дальше от новых товаров и услуг. Но сейчас класс пожилых людей в России начинают формировать те, кому в конце 80-х было от 30 до 40 лет, а они вполне адаптировались к рыночной экономике. И вряд ли захотят трансформироваться в обычных пенсионеров советского типа. Рынку придется привыкать работать и с этой категорией потребителей.

Многие из них обладают значительными активами – как материальными, так и финансовыми. И если сейчас управление этими активами – от игры на бирже до сдачи в аренду квартиры или дачи – составляет часть повседневной жизнедеятельности, то с годами у многих возникнет желание отойти от дел. Звонки брокера («Продавать? Покупать?») или арендатора («Нужно срочно починить туалет – течет!») обременительны для пожилых людей, и новым русским рантье понадобятся помощники и посредники.

Очевидно, появится много консультантов, помогающих осуществлять продуманные инвестиционные решения. Они будут приезжать к рантье домой и за чаем рассказывать о новых инструментах, инвестиционных возможностях и рисках. Инвестиционный советник или портфельный управляющий станет чем-то вроде домашнего врача: ему можно будет позвонить и по поводу акций Coca-Cola, и по поводу курса евро.

Управление недвижимостью тоже постепенно перейдет на профессиональные рельсы. Если раньше «лишние» квартиры и дачи автоматически переходили в руки детей и внуков, то теперь россияне проявляют большую жесткость в вопросах наследования. «Я сам заработал – и ты сам заработаешь!» – слышат дети от отцов. А недвижимость превращается в еще один источник ренты. Но если новый рантье решит уехать из грязного и шумного мегаполиса на берег моря, или пусть даже речки, то и ему понадобится посредник, управляющий. Компании по управлению арендной недвижимостью сделаются неотъемлемой частью российского делового «пейзажа», как в крупных городах и курортных зонах Старого и Нового Света.

Мир меняется, и рынку надо быть к этим переменам. Лишь тот, кто первый отреагирует в своем бизнесе на новые реалии, останется в выигрыше. Будущее уже началось.

Журнал СЕО, май 2009 г.