Ресурс «Одноклассники.ру» неизвестен разве что человеку, совсем не знакомому с интернет-пространством. На «Одноклассниках.ру» находят одноклассников, однокурсников, сослуживцев; знакомятся и заводят романы; оповещают друзей о предстоящих мероприятиях или выкладывают фото уже состоявшихся, а также делают многое другое, что заставляет посетителей вновь и вновь возвращаться на этот сайт.
Корреспонденту журнала CEO удалось взять интервью у руководителя интернет-компании «Одноклассники.ру» Сергея Шермана. Публикуем частично содержание состоявшейся беседы.
- Где и в какой должности вы работали до «Одноклассников»?
- Я был CEO компании «Мамба» - это так называемый дейтинговый портал, сеть сайтов знакомств. А до «Мамбы» я работал в компании «Территория информационных технологий», часть которой была приобретена холдингом DST.
- Когда вам предложили возглавить «Одноклассников», сразу согласились?
- «Одноклассники» - одна из крупнейших российских интернет-компаний. От таких предложений не отказываются.
- Что хотят акционеры «Одноклассников» от нового CEO? Какие цели перед вами поставили?
- Цель проста - стать первой кнопкой российского Интернета. По аудитории это вполне достижимо, по деньгам все не так очевидно, потому что у нас нет поиска и сложнее монетизировать контекстную рекламу. Но у нас есть много другого.
- Как кризис скорректировал ваши планы?
- Пришлось отказаться от ряда трудоемких задумок. Немного поджались по расходам. В этом офисе, на набережной, работает около 50 человек: отдел маркетинга, служба поддержки, сисадмины, дизайнеры. Есть еще 15-20 программистов. Их количество зависит от загрузки, их набирают и сокращают, когда требуются.
2009 год выдастся тяжелым. Уже сейчас очевидно, что никто из тех, кто реально работает и зарабатывает в Интернете, не уйдет в минус. Из-за кризиса доля Интернета в рекламных бюджетах будет расти. А вот рост аудитории замедлится. Социальные сети сейчас - основная движущая сила, заставляющая людей подключаться к Интернету. Раньше важнее были поисковые системы, электронная почта и другие коммуникации, теперь, прежде всего, ищут старых друзей и заводят новых.
Русскоязычная аудитория Интернета - это приблизительно 40 млн. в России и 20-30 млн. за рубежом. Рост в последнее время шел в основном за счет регионов, а из-за кризиса региональные провайдеры сворачивают свои проекты по развитию широкополосной связи и охвату новых территорий.
Число зарегистрированных пользователей на Odnoklassniki.ru растет и активность их только увеличивается. Но сколько будет продолжаться рост - непонятно. Так что со своей социальной миссией мы справляемся, и очередь за провайдерами - они должны обеспечить людям, желающим общаться, такую возможность.
- Есть ли надежда на прирост посещаемости за счет мобильной аудитории?
- Сейчас около 5-10% посетителей заходят в нашу сеть через мобильные телефоны. Мы перерабатываем свой сайт для мобильного доступа, ведем переговоры с поставщиками телефонов и услуг мобильной связи - они встраивают наши сайты в свои программы доступа. В глобальной перспективе у каждого из нас лет через пять, а то и через три, в кармане будет маленький компьютер, подключенный к Интернету.
- Какие из стратегий монетизации трафика являются для вас приоритетными?
- У социальных сетей несколько источников доходов: медийная реклама, контекстная реклама, платные сервисы. Есть еще новый вид рекламы, которую внедряют на FaceBook - она позволяет точно попадать в аудиторию. В идеале пользователи будут сами загружать рекламу, настраивать ее. Это довольно сложный инструмент. У нас такое тоже появится, мы этим уже занимаемся.
- А открытые API (интерфейсы программирования для сторонних разработчиков) планируете? Есть ли в них коммерческий смысл?
- Мы этот вопрос много обсуждали, и не только внутри компании. По моим ощущениям в России открытые API бесполезны. Открывая API, мы либо просто позволяем кому-то заработать, либо отдаем часть нашей аудитории. Иначе никто не станет писать приложения под наши API. А нормально заработать на этом здесь нельзя будет никогда. Открытые API планируются, но они будет не для всех желающих, а только для тех разработчиков, с кем у нас будут заключены юридически выверенные договора. Иначе половина приложений окажется просто уворованными из разных частей Интернета флеш-программками.
В FaceBook приложения пишут серьезные компании, а не любители. Они прикручивают свои баннеры или умеют как-то по-другому монетизировать трафик. В России с авторскими правами в Интернете творится что-то страшное. Через пару лет суды завалят исками. Но диалог с законодательной властью идет. Посмотрим, что получится.
- Много ли дают платные сервисы? И много ли проблем создают? Недавно прошла волна протеста среди пользователей...
- Поднять шум легко, но где сейчас эти люди? Там же, на «Одноклассниках». Легко раздуть из мухи слона, особенно если среди организаторов протеста интернет-журналисты. У нас несколько популярных сервисов. Деньги от платных сервисов сравнимы с рекламными. Хорошо, что нам удалось ввести такие сервисы до кризиса, сейчас нам это здорово помогает.
- Вы использовали зарубежный опыт, открывая платные сервисы?
- Мой опыт говорит мне, что там немного по-другому смотрят на вещи. Я общался с руководством Classmates.com, прародителями «одноклассников». Говорили о монетизации и других проблемах. У них Интернет сложился в других условиях, у них развитые платежные средства - кредитные карты, банковские выписки и другие инструменты. У нас и сейчас с этим плохо. Хорошо хоть прижились платежи SMS-сообщениями - если б не было SMS-платежей, не знаю, как бы люди вообще расплачивались.
У них обычное дело - брать деньги за сервисы как абонентскую плату. Никто не удивляется тому, что надо заплатить $20-25 в месяц. У нас на «Одноклассниках» основные возможности бесплатны. Дополнительные платные возможности позволяют выделиться из окружающих. В играх ты можешь выбрать более сильного персонажа, в знакомствах - привлечь к себе внимание, в соцсети - подарить подарок, поставить оценку 5+. Это модель условно-бесплатных услуг, очень распространенная в России. На Западе она не так популярна. Скорее, в Азии. В Корее, в Китае. Сейчас, из-за кризиса, к условно-бесплатной модели начали присматриваться и на Западе.
- Не боитесь, что вас потеснят интернациональные интернет-гиганты?
- Нет. Россия останется со своим хорошо развитым интернет-рынком. Заходя на «Одноклассников», я понимаю, что здесь свои люди, мне есть о чем с ними поговорить. Я - свой. И другие пользователи чувствуют то же самое. Случай, кстати, не уникальный. В Китае, например, нет западного игрока №1.
- Кому бы вы могли доверить свою компанию? Мог бы вашим преемником стать иностранный менеджер?
- Иностранные менеджеры в российском интернет-бизнесе на мой взгляд неэффективны. Человек должен быть внутри компании. Либо вырасти внутри, либо долго проработать бок о бок.
- Что бы вы сказали о других интернет-проектах - с точки зрения менеджмента?
- О других проектах не думаю, не интересно. Мне хватает «Одноклассников».