15 марта во всем мире отмечается Международный день защиты прав потребителей. Данный праздник действительно можно назвать международным, всемирным, поскольку каждый из нас ежедневно, и даже не один раз в день, выступает в качестве покупателя, заказчика, пользователя товаров, работ и услуг. И, к сожалению, многим приходится сталкиваться с некачественным или несвоевременным оказанием услуг, товарами ненадлежащего качества, плохим обслуживанием в магазинах и ресторанах и другими нарушениями прав потребителей.
Ежегодно, именно в этот день, начиная с 1983 года, когда 15 марта было включено в международный календарь праздничных дат, уделяется повышенное внимание к проблемам потребителей, то есть обычных граждан, покупающих различные товары и потребляющих всевозможные услуги. Провозглашение этой даты было вызвано необходимостью координации деятельности, создания единых правовых принципов регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.
В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона «О защите прав потребителей», законодательно закрепившего основные международные положения в данной области, потребительские права граждан, а также права и обязанности лиц и организаций, продающих товары и оказывающих услуги. Основными правами потребителей, согласно закону, являются права на качество товаров и услуг, на их безопасность, на информацию о товарах, услугах и их производителях (продавцах, изготовителях), на возмещение ущерба в случае нарушения прав. Данные права подкрепляются соответствующими обязанностями продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг, государственной и общественной защитой.
Но, несмотря на то, что защите интересов потребителей в настоящее время уделяется много внимания, что российское законодательство вполне отвечает международным нормам в этой области, Закон «О защите прав потребителей» остается одним из самых нарушаемых законов в стране.
Так в чем же причина? А причин тому множество. Зачастую потребители не располагают информацией о своих основных правах, а если и располагают, то не знают, как их защитить. Или просто не хотят тратить время, силы, а иногда и средства (например, если нужна экспертиза товара) на защиту нарушенных прав, предпочитая закрыть глаза на незначительные недостатки. Производители и продавцы стремятся к получению наибольшей выгоды для себя, что нередко приводит к ущемлению интересов покупателей. Некачественные товары, несвоевременное и ненадлежащее оказание услуг, недостаточная или недостоверная информация о товарах, услугах и их продавцах (производителях), обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение относительно свойств товаров - всё это результат недобросовестности лиц и организаций, предоставляющих товары и услуги гражданам.
Очень часто не может порадовать и уровень культуры и компетентности обслуживающего персонала. Иногда кажется, что продавец отмахивается от покупателя, как от назойливой мухи. Встречаются и такие, кто на любой вопрос отвечает: «Не знаю». Как тут реализовать потребителю свое право на информацию?
Приходится сталкиваться и с нарушением прав отдельной категории граждан. Так, например, во многие магазины запрещен вход с коляской. И это притом, что в них нет ни мест для хранения колясок, ни тележек, предусматривающих возможность перевозки детей. А на каком основании существует такой запрет? А на том основании, что мамочки с колясками создают неудобства для магазина: проходы загораживают, могут что-нибудь утащить, спрятав в коляске. Законно ли это? Конечно, нет. В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ организации, осуществляющие розничную торговлю, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора и обязаны продавать товар каждому, кто к ней обратится.
Защита интересов потребителя - это, прежде всего, дело самого потребителя. Только вот нашим российским потребителям не хватает образованности и активности в борьбе за свои права.