Что нужно Томской области в условиях мирового финансового кризиса?
В условиях мирового финансового кризиса многие прежние условия экономической жизни становятся устаревшими и требующими пересмотра. «Томский обзор» обратился к известному специалисту в области антикризисного управления к.т.н. Александру Богдану с просьбой оценить сложившуюся в Томской области на сегодняшний момент обстановку и дать квалифицированное заключение, какие мероприятия могли бы способствовать изменению ситуации к лучшему и насколько адекватны действия областных властей. Цитируем частично подробный комментарий А. Богдана.
Во-первых, областной власти в благоприятный период развития экономики области с 1998 по 2008 гг. не хватало политической воли и решимости вовремя внести изменения в структуру экономики региона.
Во-вторых, несмотря на профицит бюджета в области, не была создана подушка безопасности, как это было сделано на федеральном уровне, что могло бы в трудный период смягчить последствия кризиса.
Третье, не очень приятное – это желание соответствовать неким мировым стандартам. Имеется в виду, прежде всего, увлечение оценками международных рейтинговых агентств как способом привлечения в область дополнительных денежных средств, расширения экономических горизонтов планирования. Однако в отношении той же Томской области рейтинговые агентства достаточно быстро сменили свой прогноз с положительного на негативный.
Заметим, что с самого начала финансового кризиса многие эксперты и политики утверждали, что именно рейтинговые агентства не сумели своевременно оценить качество высокорискованных ипотечных продуктов и с опозданием снижали рейтинги, за создание которых получали вознаграждение. Более того, существует мнение, что именно это обстоятельство способствовало возникновению кризиса.
В декабре 2007 года американская прокуратура заявила о намерении разобраться в отношениях между инвестбанками, ипотечными компаниями и рейтинговыми агентствами в части оценки ипотечных продуктов. Далее, в мае 2008 года, Международная организация комиссий по ценным бумагам, члены которой регулируют 90% мирового финансового рынка, также представила предложения по ужесточению контроля за деятельностью рейтинговых агентств.
Затем, в докладе SEC, в частности, говорится об отсутствии четких принципов и критериев оценки ипотечных ценных бумаг и непрозрачности принятия решений при определении рейтинга. При этом зачастую аналитики, присваивавшие рейтинги, были осведомлены о комиссионных агентства за проделанную работу, что является грубейшим нарушением. По сути, получение прибыли стало для агентств приоритетной задачей, приходят к выводу эксперты. А это уже ближе к истине.
Что можно в связи с этим сказать? Подобная недобросовестность усугубила последствия глобального кредитного кризиса. Агентства присваивали завышенные рейтинги ценным бумагам, обеспеченным высокорискованными ипотечными обязательствами. После этого Standard&Poor`s, Moody`s и Fitch объявили об изменении системы анализа качества активов и повышении прозрачности в системе присвоения рейтингов.
Здесь можно отметить, что в интервью программе «Вести недели» от 29.01.2009 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что Россия выступает за изменение стандартов работы международных рейтинговых агентств и оплаты их услуг. Чтобы странам действовать согласованно по противодействию кризису, «необходимы независимые оценки», считает он. Однако сейчас «стандарты работы рейтинговых агентств уже не отвечают современным требованиям, действительному положению дел и реальным ценностям»…
По моему мнению, регионы и крупные российские компании, имеющие международные рейтинги на протяжении многих лет, явного выигрыша от этого часто просто не ощущали. Возьмем, к примеру, недавнюю шумиху, поднятую в СМИ об отзыве кредитного рейтинга группы "Ист Лайн".
У "Ист Лайна" зашкалило рейтинг, Газета «Коммерсантъ» № 18(4073) от 03.02.2009
«Международное рейтинговое агентство S&P отозвало долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг компании FML Ltd "В-" и рейтинг по национальной шкале "ruBBB-" по просьбе компании. FML Ltd зарегистрирована на острове Мэн и является холдингом, в состав которого входит российская группа "Ист Лайн", управляющая крупнейшим в Москве аэропортом Домодедово. Как сообщается в пресс-релизе агентства, рейтинги были поставлены в список CreditWatch (на пересмотр) с негативным прогнозом 24 октября 2008 года…»
Рейтинговое агентство Standart&Poor’s выпустило пресс-релиз от 02.02.2009 года, в котором объявило о факте отзыва рейтинга. Давайте внимательно прочитаем, что же написано в этом релизе?
"…ключевой проблемой в момент помещения рейтингов в список CreditWatch…" были сроки погашения ее обязательств. По данным агентства, эти сроки продлены до 2010 года, однако "…в настоящий момент S&P не может определить точный финальный рейтинг, так как отсутствует аудированная финансовая отчетность за 2007 год по МСФО…"
Нужна ли вообще была на этот момент оценка? Понятно, что прошлым летом из-за неплатежей авиакомпаний многие рейсы задерживались и пассажиры не могли улететь в пункты назначения. В конечном итоге ряд компаний-авиаперевозчиков обанкротились. Естественно, что при такой ситуации страдают в первую очередь аэропорты, которые фактически кредитовали обслуживание авиаперевозок из собственных средств. Как и прежде, в настоящее время аэропорт исправно принимает, заправляет и отправляет самолеты, то есть обслуживает авиакомпании.
Дополнительным подтверждением высокой кредитоспособности Московского международного аэропорта «Домодедово» является получение в феврале 2009 года серьезного долгосрочного кредита у ЮниКредит Банка.
В этой связи представляется целесообразным и для Томской области, по примеру того же Ист Лайна, отказаться от подобных рейтинговых оценок. Ведь зачастую крупные компании не работают с той группой инвесторов, которая ориентируется на рейтинг. Просто платить за то, что не имеет отдачи, неэффективно. К тому же при консультациях с представителями западных институтов, иностранцы часто заявляют, что для них рейтинг не является существенным фактором при принятии решений.
Кроме того, на поддержку рейтинга международных рейтинговых агентств тратятся ежегодно немалые суммы, и в нынешней мировой экономической ситуации контроль и секвестирование расходов, а также отказ от обладания международным кредитным рейтингом, при том, что привлечение инвестиций в краткосрочной перспективе не требуется, является абсолютно разумной и эффективной мерой.
Можно было бы приводить и другие примеры отсутствия необходимости получения рейтинговых оценок, однако вернемся к делам томским.
Очевидно, что богатая природными ресурсами (лес, нефть, газ и многие другие полезные ископаемые) Томская область от подобных рейтингов не пробрела ничего. Вне всякого сомнения, сложившаяся финансово-экономическая ситуация – дело временное, и выход из трудного положения будет найден. В настоящее время представляется важным, чтобы областная власть работала на перспективу развития региона.
Следует спокойно оценить и качественно подготовить программы дальнейшего развития региона, тем более, что это не потребует больших финансовых затрат, но создаст при этом надежный фундамент на несколько десятилетий вперед. Дальнейшее освоение природных месторождений, энергетических ресурсов, равно как и интеллектуального потенциала области, приведет к желаемому восстановлению инвестиционной привлекательности региона и повышению уровня жизни его жителей.