"Фрау Мария" возбудила россиян, финнов и голландцев
Любовь к "Фрау Марии" крепчает с каждым днем. Среди ее страстных поклонников россияне, финны и голландцы. И дело не в том, кому она отдаст предпочтение, а в том, как ее разделят между собой претенденты.
"Конфуз", мягко сказать, с "Фрау Марией" случился в 1771 году. Шхуна, носящая это имя, не дотянула до российского берега и покоится с того времени на дне Балтийского мира. Везла она несметные сокровища, заказанные Екатериной II для Зимнего дворца. По документам, в трюмах двухмачтового судна груз картин и фарфора.
Претендуют на содержимое судна Россия, Финляндия и Нидерланды. У каждой страны веские на то причины. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский, утверждает, что груз оплачен российской стороной. Поэтому ему не понятны претензии Нидерландов. Голландцы, видимо, считают иначе. Ну, а финнам гадать не надо – "Фрау Мария" лежит у их побережья.
Пока стороны полюбовно не договорятся между собой о разделе груза, шхуна останется на дне. По мнению Кибовского, когда медведя убьют, поздно будет делить его шкуру, поэтому надо договариваться на берегу.
Почему же "Фрау Мария" так вскружила голову? По архивным данным, в Петербург ехала коллекция живописи, включавшая холсты Герарда Доу, Габриеля Метсю, Герарда тер Борха и других нидерландских живописцев. Правда, возникает законный вопрос: а что осталось от этих картин, если они лежат в морской воде с 9 октября 1771 года?
Однако одно предположение согревает надежду, что все еще обойдется, и мир увидит эти творения. Картины, купленные для императрицы, предположительно были уложены не в ящики, а в свинцовые колбы. Следовательно, есть шанс, что они не полностью уничтожены водой. Осталось дождаться благоприятного исхода переговоров. Специалисты готовы приступить к подъему шхуны в 2010 году.