В сфере архитектуры в периоды кризисов создаются шедевры
28 ноября в рамках II Международного салона «Интерьер Шоу» (ЦВЗ Манеж, Манежная площадь, д.1) состоится презентация книги успешного архитектора-дизайнера Василия Рогатина «Русский дизайн. Советы заказчику», которая дает ответы на многие вопросы как общего культурного плана (истоки и развитие русского дизайна как явления под влиянием искусства Византии и Италии, стили и направления, исторические этапы развития архитектуры), так и практические подсказки, необходимые тем, кто строит или еще только собирается строить свой дом.
За Василием Рогатиным прочно закрепилась репутация архитектора философского склада, поэтому было бы по крайней мере не рассудительно не воспользоваться его приездом из Флоренции, где он в настоящее время живет и работает. Мы решили узнать, что ждет в ближайшее время сферу архитектуры и дизайна в рамках неизбежно разворачивающегося кризиса, насколько сократится рынок предоставления дизайнерских услуг, стоит ли ждать роста популярности лаконичных стилей или высокий шик в интерьере станет средством психологической адаптации и насколько ситуация во Флоренции отличается от ситуации в этой области в России?
По мнению Василия Рогатина, «эти вопросы актуальны и важны в настоящий момент. В периоды кризиса важно правильно сориентироваться: куда идти и как. Почему все так боятся кризиса? Боятся потерять, что нажито, боятся не выжить. А ведь кризис - это как грипп. Высокая температура и озноб означают, что организм пошел на выздоровление, организм очищается, голова становится "светлой", проблемы как-то решаются сами».
Время кризиса архитектор рассматривает как положительное явление для любого общества. Именно во времена кризисов принимаются кардинальные решения и создаются шедевры. Так, раннее Возрождение искусства во Флоренции пришлось на годы банковского кризиса в ХV веке, а конец ХIХ - начало ХХ вв. ознаменовались появлением таких направлений в искусстве, как: ар-нуво, ар-деко, кубизм, сюрреализм, потом уже конструктивизм и школа Баухауза, которые оказали огромное влияние на архитектуру и искусство ХХ века.
Сейчас пришло время для нового в архитектуре и искусстве, которые отражают изменения в государстве и обществе. В периоды, когда государство сильное, строятся мощные и надежные здания, архитекторы чаще всего прибегают к классической ордерной системе (об этом по заверению автора мы сможем прочесть подробнее в книге "Русский дизайн. Советы заказчику"). В кризис же люди со средним заработком не могут позволить себе строить. Поэтому дизайнеры, которые оказывали услуги среднему населению, в период кризиса могут остаться невостребованными.
То же относится и к "лаконичным" стилям, которые хороши для среднего класса. В период кризиса окажется востребован "дорогой" дизайн. Люди с большими средствами, понимая, что можно все потерять, не жалеют денег и строят. Именно благодаря этому и создаются шедевры.
Что касается России, автор литературной новинки полагает, что «у русских людей на основании старорусского стиля, как я его называю "русско-византийского", есть шанс создать новый стиль. Для этого русским людям нужно изучить и понять истоки своего, русского, я бы сказал, допетровского искусства. В западных странах создать новое сложнее. И не потому, что в западных странах меньше духовности и больше демократии, которая и не позволяет на самом деле создавать шедевры. (Ведь настоящая демократия означает равенство всех и во всем, а шедевр - это всегда сильное неравенство). Преимущество России перед западными странами в том, что в России пока не осознаны истоки русского стиля. России есть куда двигаться. У России есть будущее. Даже если не после этого кризиса, то точно после следующего».