Главная страница
Освоение НЗ
Заселение НЗ
1917-1941
Великая Отечественная
Ядерный полигон
Геология
Климат
Флора
Архив
Фотогалерея
Форум
Гостевая
Форум новоземельцев
Видео
 



 

Российская экономика балансирует на грани рецессии?

Кризис ликвидности, отсутствие источников финансирования, повышение стоимости заемных средств, снижение мировых цен цен на нефть и металлы, сокращение внутреннего спроса, повышение тарифов на услуги естественных монополий будут способствовать сокращению производства до конца текущего года и в 2009 году. Больше остальных уже пострадали финансовые компании, металлурги, нефтяные компании, производители стройматериалов и автопроизводители.

Среди российских металлургов одним из первых о сокращении производств на 15% заявил ММК, объяснив такие меры снижением спроса на производимую продукцию на внутреннем рынке, а также убыточностью экспорта на фоне падения цен на сталь на мировых рынках. Следующими о сокращении объемов производства заявили «Северсталь», «Череповецкий металлургический завод». «Трубная металлургическая компания» заявила о сокращении капиталовложений в 2009 году в 2,5 раза. Следующими о сокращении объемов производств и капвложений могут заявить компании сектора цветной металлургии, чему будет способствовать заметное снижение цен на металлы в Лондоне, особенно на медь и никель.

Автопроизводители также вынуждены сокращать объемы производства в связи с сокращением спроса. По данным агентства «Автостат», в октябре снизились продажи Hyundai (-27%), Nissan (-24%), Daewoo (-2%), Audi (-4%) SsangYong (-1%), BYD (-25%), Dodge (-42%) и Mercedes-Benz Vans (-10%). Второй месяц подряд продолжает падать реализация Ford (13% – в сентябре, 18% – в октябре), из-за чего американская марка по итогам десяти месяцев 2008 года уступила место в тройке самых продаваемых автомобильных брендов марке Toyota. А неизменный лидер российского рынка иномарок – модель Ford Focus всеволожского производства – впервые по итогам октября снизил показатели продаж, причем сразу на 30%. С августа не перестают снижаться и продажи Kia (если два месяца отрицательный показатель составлял 8%, то в октябре достиг уже 24-процентной отметки). Лидер отечественного автопрома ОАО «АвтоВаз» за 10 месяцев 2008 года реализовало на российском рынке 533,7 тыс. машин, что на 1,6% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом в октябре 2008 года «АвтоВАЗ» реализовал 56,7 тыс. машин, что на 16% выше сентября 2008 года, но почти на 20% ниже октября 2007 года, когда было продано 70,3 тыс. машин. А по итогам года, планируемый рост продаж в 30% по ожиданиям не превысит и 20% роста. В следующем году темпы продаж автомобилей будут снижаться еще более высокими темпами.

Снижение темпов роста строительства в III квартале текущего года (9,9% по сравнению с 18,2% во II квартале и 28,9% в I квартале) привело к снижению темпов роста производства стройматериалов. Кроме того, значительно замедлилось жилищное строительство. По итогам октября было введено 4,7 млн. кв. м. общей площади жилых домов, что на 19% ниже сентябрьского показателя.

В целом по данным Росстата в октябре промпроизводство выросло на 0,6% в годовом исчислении по сравнению с 6,3% в сентябре и 4,7% в августе. В результате ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, в октябре 2008 года вырос на 5,9% по сравнению с октябрем 2007 года, за 10 месяцев 2008 года ВВП РФ вырос на 7,5%. За январь - октябрь 2007 года ВВП России увеличился на 7,8%, в том числе в октябре 2007 года - на 9,3%. С исключением сезонного фактора ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, в октябре 2008 года снизился на 0,4% по сравнению с сентябрем текущего года.

Наибольшие потери по итогам 2009 года могут понести металлурги в связи с падением цен на металлы и высокой долговой нагрузкой, компании добывающей отрасли в связи с падением нефтяных цен, строители и автопроизводители, а так как компании именно этих отраслей занимают существенную долю в структуре ВВП России, то не исключено, что в следующем году российская экономика может показать отрицательные темпы роста ВВП и вступить в стадию рецессии вслед за Америкой, Европой и Японией.