Российская экономика балансирует на грани рецессии?
Кризис ликвидности, отсутствие источников финансирования, повышение стоимости заемных средств, снижение мировых цен цен на нефть и металлы, сокращение внутреннего спроса, повышение тарифов на услуги естественных монополий будут способствовать сокращению производства до конца текущего года и в 2009 году. Больше остальных уже пострадали финансовые компании, металлурги, нефтяные компании, производители стройматериалов и автопроизводители.
Среди российских металлургов одним из первых о сокращении производств на 15% заявил ММК, объяснив такие меры снижением спроса на производимую продукцию на внутреннем рынке, а также убыточностью экспорта на фоне падения цен на сталь на мировых рынках. Следующими о сокращении объемов производства заявили «Северсталь», «Череповецкий металлургический завод». «Трубная металлургическая компания» заявила о сокращении капиталовложений в 2009 году в 2,5 раза. Следующими о сокращении объемов производств и капвложений могут заявить компании сектора цветной металлургии, чему будет способствовать заметное снижение цен на металлы в Лондоне, особенно на медь и никель.
Автопроизводители также вынуждены сокращать объемы производства в связи с сокращением спроса. По данным агентства «Автостат», в октябре снизились продажи Hyundai (-27%), Nissan (-24%), Daewoo (-2%), Audi (-4%) SsangYong (-1%), BYD (-25%), Dodge (-42%) и Mercedes-Benz Vans (-10%). Второй месяц подряд продолжает падать реализация Ford (13% – в сентябре, 18% – в октябре), из-за чего американская марка по итогам десяти месяцев 2008 года уступила место в тройке самых продаваемых автомобильных брендов марке Toyota. А неизменный лидер российского рынка иномарок – модель Ford Focus всеволожского производства – впервые по итогам октября снизил показатели продаж, причем сразу на 30%. С августа не перестают снижаться и продажи Kia (если два месяца отрицательный показатель составлял 8%, то в октябре достиг уже 24-процентной отметки). Лидер отечественного автопрома ОАО «АвтоВаз» за 10 месяцев 2008 года реализовало на российском рынке 533,7 тыс. машин, что на 1,6% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом в октябре 2008 года «АвтоВАЗ» реализовал 56,7 тыс. машин, что на 16% выше сентября 2008 года, но почти на 20% ниже октября 2007 года, когда было продано 70,3 тыс. машин. А по итогам года, планируемый рост продаж в 30% по ожиданиям не превысит и 20% роста. В следующем году темпы продаж автомобилей будут снижаться еще более высокими темпами.
Снижение темпов роста строительства в III квартале текущего года (9,9% по сравнению с 18,2% во II квартале и 28,9% в I квартале) привело к снижению темпов роста производства стройматериалов. Кроме того, значительно замедлилось жилищное строительство. По итогам октября было введено 4,7 млн. кв. м. общей площади жилых домов, что на 19% ниже сентябрьского показателя.
В целом по данным Росстата в октябре промпроизводство выросло на 0,6% в годовом исчислении по сравнению с 6,3% в сентябре и 4,7% в августе. В результате ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, в октябре 2008 года вырос на 5,9% по сравнению с октябрем 2007 года, за 10 месяцев 2008 года ВВП РФ вырос на 7,5%. За январь - октябрь 2007 года ВВП России увеличился на 7,8%, в том числе в октябре 2007 года - на 9,3%. С исключением сезонного фактора ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, в октябре 2008 года снизился на 0,4% по сравнению с сентябрем текущего года.
Наибольшие потери по итогам 2009 года могут понести металлурги в связи с падением цен на металлы и высокой долговой нагрузкой, компании добывающей отрасли в связи с падением нефтяных цен, строители и автопроизводители, а так как компании именно этих отраслей занимают существенную долю в структуре ВВП России, то не исключено, что в следующем году российская экономика может показать отрицательные темпы роста ВВП и вступить в стадию рецессии вслед за Америкой, Европой и Японией.