Муамар Каддафи предложил России дружить на всех направлениях
Сегодня в Москве начались официальные переговоры лидеров России – Дмитрия Медведева и Ливии – Муамара Каддафи. Причем ливийский лидер не был в российской столице более двух десятилетий – с 1985 года. Считается, что препятствием для этого стали финансовые расчеты между двумя государствами, а именно – долг Ливии за поставленное СССР оружие в миллиарды долларов. Затем Россия списала эти долги, и сотрудничество постепенно возобновилось.
Однако приезд харизматичного ливийского лидера изменил не только политический, но и архитектурный ландшафт Москвы. Дело в том, что во время зарубежных поездок Каддафи всегда располагается в своем знаменитом бедуинском шатре. Так, в Брюсселе в апреле 2004 года палатка была установлена в парке, окружающем правительственный замок Валь Дюшес, а во Франции в декабре 2007 года шатер Каддафи установили напротив резиденции французского президента – Елисейского дворца. В Москве же бедуинский шатер установлен на территории Кремля. Однако некоторые информационные агентства сообщили о том, что ночью Муамар Каддафи замерз в своем шатре и перебрался в кремлевские апартаменты.
До переговоров Муамар Каддафи возложил цветы к могиле Неизвестного солдата. При этом, помимо традиционных телохранителей, сопровождали ливийского лидера и невысокие молодые женщины в военной форме и алых беретах, которые, видимо, также входили в службу охраны. Наблюдатели отметили, что такие же телохранители-женщины есть и у венесуэльского президента Уго Чавеса.
Главные вопросы, которые обсуждали Дмитрий Медведев и Муамар Каддафи на переговорах в Москве, касаются торгово-экономического взаимодействия (прежде всего в топливно-энергетической сфере) и военно-технического сотрудничества. Основа для таких переговоров была заложена Владимиром Путиным, когда еще в ранге российского президента он в апреле этого года посетил Ливию с первым визитом в истории двусторонних отношений.
Эксперты считают, что на переговорах обсуждалась тема поставок новых систем ПВО, авиационной и морской техники. Сейчас Вооруженные силы Ливии почти полностью укомплектованы техникой советского производства, которая нуждается в модернизации. Предполагается, что Ливия может заказать зенитно-ракетные комплексы «Печора-2М», а также модернизировать комплексы «Оса-АКМ». Возможны также переговоры по закупкам корвета проекта 20382 разработки «Алмаза» для ВМС Ливии, а также дизель-электрических подводных лодок проекта 636. Емкость ливийского рынка военной техники оценивается в сумму до 11 миллиардов долларов.
Однако сам Муамар Каддафи в переговорах сделал упор и на усиление гражданского сотрудничества, в первую очередь в сфере нефтедобычи. Сам ливийский лидер привез с собой ради ускорения переговорного процесса даже руководителя нефтяной компании. Кроме того, Россия экспортирует в Ливию зерновые, машины и оборудование, транспортные средства, черные металлы.