Ядерные взрывы помогли отличить настоящий авангард от поддельного
Учеными и искусствоведами найден новый, безошибочный, способ выявления подделок произведений искусства. Подлинность работ, созданных до и после 1945 года можно установить теперь путем измерения уровней изотопов цезия-137 и стронция-90. Они выбрасываются в окружающую среду только в результате ядерных взрывов.
Со времени первого испытательного взрыва в Нью-Мексико, в июле 1945 года, и последующей бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в мире было произведено более двух тысяч ядерных испытаний.
Их побочными продуктами являются цезий-137 и стронций-90. Мизерные количества этих изотопов проникают в почву и растения. Натуральные масла, например, из льняных семян, применяются как связующие компоненты в красках. Таким образом, получается, что эти изотопы, в конечном итоге, проникают во все произведения искусства, созданные после 1945 года.
Идея использования изотопов, не имеющих естественного происхождения, для выявления поддельных картин принадлежит Елене Баснер, работавшей куратором отдела искусства XX века Русского музея Санкт-Петербурга.
Сегодня она выступает консультантом шведского аукционного дома Bukowskis.
Запатентованная технология предусматривает извлечение с полотна картины небольшого образца – не больше квадратного миллиметра. Ученые доказали, что оба изотопа отсутствуют на полотнах художников первой половины XX века, но их следы есть в картинах, написанных в 1950-е годы.