Московский международный кинофестиваль: подведение итогов
В эти выходные в Москве завершился юбилейный, 30-й Московский международный кинофестиваль. Итоги его стали во многом неожиданными: на этот раз в основной конкурсной программе, где участвовали три российские картины, победил иранский фильм. Очевидно, вместе с поражением нашей сборной по футболу в полуфинале Евро-2008 череда побед России на всевозможных конкурсах закончилась. Впрочем, тренерский талант Гуса Хиддинка не преминули отметить и на ММКФ. Голландец получил особую награду фестиваля – «Хлопушку» - за «лучшую режиссуру Евро-2008».
Российские киноленты в основной программе ММКФ побеждали стабильно последние несколько лет: в 2007 году главный приз получила лента «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, в 2005 – фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие», в 2004 – «Свои» Дмитрия Месхиева.
Однако на этот раз, по мнению и жюри кинофестиваля, и кинокритиков, представленные российскими режиссерами работы были откровенно слабыми. Поэтому главный приз, «Золотой Святой Георгий», был присужден иранскому фильму «Проще простого» режиссера Резы Мира Карими. Действительно простая по замыслу и исполнению лента повествует о жизни обычной иранской женщины.
Приза за лучшую женскую роль удостоилась итальянская актриса Маргарита Буй, сыгравшая в мелодраме «Дни и облака» Сильвио Сольдини. Приз за лучшую мужскую роль был присужден Ричарду Дженкинсу, американскому актеру, знаменитому бесчисленным количеством эпизодических ролей. На этот раз, впрочем, Дженкинс сыграл главную роль в фильме Тома Маккарти «Посетитель» о дружбе, возникающей между профессором и семейной парой нелегалов из Сирии.
Болгарский театральный режиссер Явор Гырдев получил приз за лучшую режиссуру благодаря фильму «Дзифт» о социалистической Болгарии 40-х годов. Именно этот фильм, по мнению многих кинокритиков, стал одной из самых ярких и интересных работ, представленных на ММКФ.
Помимо основной конкурсной программы, в рамках ММКФ прошло несколько дополнительных конкурсов. Среди них – программа «Перспективы», главный приз которой достался мексиканской мелодраме Рене Виллареаля «Кумбия нас связала». Особый приз российских кинокритиков получила еще одна картина из программы «Перспективы» - работа датского режиссера Линды Вендель «Один кадр». Этот фильм о дочери, взбунтовавшейся против своей матери-хиппи, отличает нетипичный способ съемки – одним кадром, без монтажной склейки. Наконец, приз получила и французская актриса Изабель Юппер, прилетевшая в Москву на закрытие кинофестиваля. Награда имени Станиславского была вручена Юппер за более чем 40-летнее служение искусству.
Московский международный кинофестиваль проходил в столице с 19 по 28 июня. Его гостями стали порядка 100 тысяч человек, в рамках кинофорума были показаны порядка 200 фильмов. Конкурсное жюри возглавляла норвежская актриса Лив Ульман, а президентом ММКФ был российский кинорежиссер Никита Михалков. Кстати, по мнению Михалкова, 30-й кинофорум, несмотря на отсутствие сильных российских кинолент, получился удачным. Никита Михалков в ходе посвященной ММКФ пресс-конференции отметил, что тридцатый по счету кинофестиваль – это «серьезный прорыв, это знак того, что мы крепко стоим на ногах, что мы живем и что мы имеем право проводить такие крупные фестивали класса А». По словам режиссера, ММКФ доказал, что в России действительно появился живой интерес к кино, а фильмы, представленные в ходе основной конкурсной программы, собирали полные залы. Это означает, что кинофестиваль и в дальнейшем ждет блестящее будущее - при условии, что российские режиссеры, представляя на конкурс свои работы, примут во внимание сильных иностранных конкурентов.