Скрипка Страдивари продана «всего» за 1,2 млн долларов
Скрипка Страдивари «The Penny», принадлежавшая женщине-скрипачке Барбаре Пенни, продана на аукционе Christie's за 1273000 долларов. Покупатель остался неизвестным. Окончательная цена оказалась неожиданностью, так как эксперты предполагали, что скрипка будет продана не менее, чем за полтора миллиона. Такое мнение основывалось на том, что другая скрипка Страдивари "The Hammer" (тоже периода «золотого Страдивари») в 2006 была продана за 3,5 млн долларов. А скрипка "The Solomon, Ex-Lambert" (периода «позднего Страдивари»), изготовленная в 1729 году, в прошлом году была продана за 2,4 млн долларов при начальной цене в 700 тысяч.
Проданная на аукционе скрипка Страдивари «The Penny» была изготовлена великим мастером в 1700 году. Скрипка названа в честь ее последней владелицы - британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни, которая играла первую скрипку в струнной группе Лондонского Королевского филармонического оркестра.
Барбара Пенни - восьмая по счету известная владелица скрипки - владела инструментом более 40 лет. Пенни известна в Великобритании и Европе тем, что стала первой женщиной, которую приняли в струнную группу Лондонского Королевского филармонического оркестра.
Самым большим спросом и дороже всего стоят скрипки, изготовленные в период "золотого Страдивари", который длился с 1700 по 1720 годы.
Мировой рекорд по стоимости установила скрипка, изготовленная в 1741 году итальянцем Гварнери дель Джезу. В феврале 2008 года в Лондоне ее приобрел российский бизнесмен и коллекционер Максим Викторов за сумму, которую торговый дом «Сотбис» даже отказался раскрывать. По неофициальным данным, сумма сделки составила 3,9 млн долларов, а по оценкам экспертов - все 6 миллионов.
Все скрипки Страдивари (до нашего времени их сохранилось более шестисот) являются самыми певучими в мире - эксперты так и не смогли разгадать секрет такой мелодичности.
А. Страдивари (1644-1725) за свою жизнь изготовил более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. Наиболее прекрасные инструменты были изготовлены им в период 1698-1725. Скрипичный мастер родился в 1644 году в Кремоне. Уже в тринадцатилетнем возрасте он начал учиться изготовлению смычковых инструментов. До 1667 года Стридивари учился скрипичному делу у известного мастера Андреа Амати.
Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего "голоса". За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.
Около двух десятков скрипок Страдивари есть и в России: несколько скрипок в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна находится в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько скрипок - в частном владении.
Многие ученые и музыканты пытались разгадать тайну скрипок Страдивари. При его жизни говорили, что он продал душу дьяволу, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - обломки Ноева ковчега. Бытует также мнение, что скрипки Страдивари хороши потому, что инструмент начинает звучать по-настоящему прекрасно лишь через двести-триста лет.
Учеными проводились сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари так пока и не удалось. Известно, что древесину для своих инструментов мастер вымачивал в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.
Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и "дышать". Это придает тембру характерный "объемный" звук.
По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.
В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.
Сейчас ученый задается вопросом: могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем?
По технологии, открытой профессором Нагивари за шесть недель была изготовлена скрипка и был проведен эксперимент по сравнению звучания скрипки Страдивари.
600 слушателей, среди которых было 160 музыкантов, по 10-балльной шкале оценивали тон и силу звука. По всем показателям и по оценкам экспертов – как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки – новая скрипка Нагивари получила немного лучшие оценки, чем творение Страдивари.
Однако у теории Нагивари много противников. Антиквары хранят ореол загадочности, романтики и высокой цены старых скрипок. Многие музыканты и изготовители скрипок просто не хотят признавать, что звучание их инструментов зависит от каких-то химических веществ.